"Формирование лексики дошкольника"
Лексический – словарный.
Богатство словаря есть признак высокого развития речи ребенка. Обогащение словарного запаса является необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т.д.
Л.С.Выготский отмечал, что первоначальной функцией речи ребенка является установление контакта с окружающим миром, функция сообщения. Деятельность ребенка раннего возраста осуществляется совместно со взрослыми.
Этот этап развития детской речи называют стадией “слово-предложение”. В таком слове - предложении не происходит сочетания слов по грамматическим правилам данного языка, звукосочетания не имеют грамматически оформленного характера. Слово не обладает еще грамматическим значением.
Количественные изменения в словаре ребенка:
- 1 год – 10 -12 слов в активном словаре;
-2 года – 200-400 слов в словаре;
- 3 года до 1100 слов;
- 4 года – до 1600 слов;
- 5 лет – до 2000 – 2200 слов;
- 6 -7 лет – до 3500 – 4000 слов.
Наиболее часто употребляемые части речи: существительные и глаголы, реже – прилагательные.
Качественные изменения в словаре ребенка:
- названия наглядно представленных групп предметов, явлений, качеств, свойств;
- обобщения по тем или иным признакам;
- понятийное содержание слов.
Основные задачи по формированию словаря воспитанников.
- Обогащение словаря новыми словами.
- Закрепление и уточнение словаря.
- Активизация словаря.
- Устранение из речи воспитанников нелитературных слов.
Методы и приемы обогащения словаря детей дошкольного возраста.
Две группы методов обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста:
• методы накопления содержания детской речи;
• методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны.
Группа методов накопления содержания детской речи включает:
- непосредственное ознакомление с окружающим и обогащение словаря: рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотры помещения детского сада, целевые прогулки и экскурсии;
- опосредованное ознакомление с окружающим и обогащение словаря: рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ кино- и видеофильмов, просмотр телепередач.
Группа методов закрепления и активизации словаря включает:
- рассматривание игрушек, картин с хорошо знакомым содержанием, дидактические игры и упражнения.
Содержание словарной работы усложняется от одной возрастной группы к другой. Усложнение в содержании программы словарной работы можно проследить в трех следующих направлениях:
- Расширение словаря ребенка на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений.
- Введение слов, обозначающих качества, свойства, отношения, на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира.
- Введение слов, обозначающих элементарные понятия, на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам.
Эти три направления словарной работы имеют место во всех возрастных группах и прослеживаются на разном содержании: при ознакомлении с объектами и явлениями природы, предметами материальной культуры, явлениями общественной жизни и т.д.
Содержание словарной работы опирается на постепенное расширение, углубление и обобщение знаний детей о предметном мире.
Имя существительное. Глагол.
Окружающие предметы привлекают внимание ребенка и получают название лишь в том случае, если ребенку позволяют «общаться» с ними.
Усвоение ребенком слов обобщения развивает мозг, учит его совершать мыслительную операцию абстрагирования. Глаголы (т.е. названия действий предметов) появляются в речи ребенка одновременно с именами существительными. И составляют третью часть всех слов.
Имя прилагательное.
Число используемых прилагательных незначительно. Это объясняется, во-первых, условиями воспитания (взрослые мало внимания обращают на знакомство детей с признаками и качествами предметов), во-вторых, характером имени прилагательного как наиболее абстрактной части речи.
По данным А. Н. Гвоздева в словаре четырехлетнего ребенка наблюдается 50,2 существительных, 27,4 глаголов, 11,8 прилагательных, 5,8 наречий, 1.9 числительных, 1,2 союзов, 0,9 предлогов и 0,9 междометий и частиц.
Наименее усвоенными оказываются слова, обозначающие более отдаленные от детей явления (последователь, неурядица, народ).
Переносные значения слов усваиваются детьми не сразу. Сначала происходит усвоение основного значения. С переносным употреблением слов, которые известны ребенку в прямом значении, дети встречаются раньше всего в загадках. Однако, чтобы отгадывать загадки, дети должны иметь некоторый жизненный опыт, хранить в памяти и летние и зимние впечатления. Усвоение переносного значения слов детьми связывается с работой по ознакомлению их с художественной литературой.
Основные формы организации деятельности в работе над словарем.
- Беседа (вопросы поискового и проблемного характера).
- Экскурсии и осмотры (Требования к проведению экскурсий и осмотров:
Осмотры должны быть интересны детям. Заинтересованность детей ведет к точности наблюдения и глубине восприятия.
Во время наблюдения не следует перегружать внимание детей деталями, многочисленными подробностями. Это отвлекает ребенка от главного и быстро утомляет. Один и тот же предмет или явление могут быть объектом наблюдений детей разного возраста, но методы работы должны быть различны.
Обеспечивать детям во время наблюдения активность восприятия: воспитатель задает вопросы, дети отвечают и сами о чем-то спрашивают, им разрешается не только посмотреть вещь, но и потрогать, подержать, поиграть с ней.
- Рассматривание предметов, наблюдения (обследование и приемы сравнения).
- Сочетание непосредственного восприятия объектов, слова педагога и речи самих детей.
- Речевой образец (интонационное выделение слова, несколько усиленное его артикулирование, повторное проговаривание слов и словосочетаний детьми). Очень важно варьировать методику повторений. С учетом этого можно рекомендовать повторение как: буквальное индивидуальное и хоровое воспроизведение образца («Послушайте, как я скажу слово – аквариум. Теперь вы скажите»); совместное произнесение слова педагогом и детьми (сопряженная речь); игровое повторение («Кто лучше скажет?»); ответы на вопросы («А ты как думаешь, как надо сказать?»).
- Пояснение смысла слов.
- Показ картин с малознакомым содержанием.
- Чтение художественной литературы.
- Рассматривание игрушек, предметов.
- Дидактические игры (игры с предметами: игрушками, природным материалом и пр., настольные печатные игры и словесные игры).
- Дидактические упражнения.
Основным содержанием лексических упражнений являются различные виды классификации слов:
- по родовому признаку (по группам: овощи, фрукты, посуда);
- по родовому и подродовому признакам (животные, домашние животные, дикие животные);
- по свойствам (цвет, вкус, величина, материал);
- составление словосочетаний и предложений с антонимами, многозначными словами;
- распространение предложений.
Отличительной чертой является то, что большинство из них одновременно направлено на формирование грамматической стороны речи: на согласование слов, словоизменение, употребление слова в составе предложения, что объясняется единством лексических и грамматических значений слова. Такой тип упражнений можно назвать лексико-грамматическим.
По мере развития речи и мышления постепенно пополняющийся словарь систематизируется, упорядочивается, складываясь в семантические поля или образования слов, объединенных по смыслу.
Подготовила учитель-логопед Дуркина М. В.
Литература.
Павлова И. Ю. Развитие и обогащение лексики у детей дошкольного возраста [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 212-215.
|