Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 16» 
г. Усинска 
«Усинск» кар кытшын муниципальнöй юкöнлöн администрацияса йöзöс

велöдöмöн веськöдланiн

«Челядьöс 16 № - А видзанiн  öтлаöдэма»

школаöдзса велöдан Усинск карса  муниципальнöй асшöрлуна учреждение 

«Кристаллик»  

Суббота, 20.04.2024, 00:04
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас
Гость | RSS



 

Вот как мы живем!
  •  
  • Внимание!COVID - 19
  •  
  • Интерент-приемная
  •  
  • Доска объявлений
  •  
  •  
    Меню сайта
      
    Год Памяти и Славы
  •  
  • Компенсация
  •  
  • Гостевая книга
  •  
  • Форум
  •  



  • Сайт учителя-логопеда
  • Программа развития МАДОУ "ДС КВ № 16" на 2021 - 2025 гг
  • Награда сайта
  •  
  • Участник Общероссийского рейтинга школьных сайтов

     

    Статистика
     

    Лучший детский сад года 2019
  •  
  • "Формирование лексики дошкольника"

    Лексический – словарный.

    Богатство словаря есть признак высокого развития речи ребенка. Обогащение словарного запаса является необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т.д.

    Л.С.Выготский отмечал, что первоначальной функцией речи ребенка является установление контакта с окружающим миром, функция сообщения. Деятельность ребенка раннего возраста осуществляется совместно со взрослыми.

    Этот этап развития детской речи называют стадией “слово-предложение”. В таком слове - предложении не происходит сочетания слов по грамматическим правилам данного языка, звукосочетания не имеют грамматически оформленного характера. Слово не обладает еще грамматическим значением.

    Количественные изменения в словаре ребенка:

    - 1 год – 10 -12 слов в активном словаре;

    -2 года – 200-400 слов в словаре;

    - 3 года до 1100 слов;

    - 4 года – до 1600 слов;

    - 5 лет – до 2000 – 2200 слов;

    - 6 -7 лет – до 3500 – 4000 слов.

    Наиболее часто употребляемые части речи: существительные и глаголы, реже – прилагательные.

    Качественные изменения в словаре ребенка:

    - названия наглядно представленных групп предметов, явлений, качеств, свойств;

    - обобщения по тем или иным признакам;

    - понятийное содержание слов.

    Основные задачи по формированию словаря воспитанников.

    1. Обогащение словаря новыми словами.
    2. Закрепление и уточнение словаря.
    3. Активизация словаря.
    4. Устранение из речи воспитанников нелитературных слов.

    Методы и приемы обогащения словаря детей дошкольного возраста.

    Две группы методов обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста:

    • методы накопления содержания детской речи;

    • методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны.

    Группа методов накопления содержания детской речи включает:

    - непосредственное ознакомление с окружающим и обогащение словаря: рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотры помещения детского сада, целевые прогулки и экскурсии;

    - опосредованное ознакомление с окружающим и обогащение словаря: рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ кино- и видеофильмов, просмотр телепередач.

    Группа методов закрепления и активизации словаря включает:

    - рассматривание игрушек, картин с хорошо знакомым содержанием, дидактические игры и упражнения.

    Содержание словарной работы усложняется от одной возрастной группы к другой. Усложнение в содержании программы словарной работы можно проследить в трех следующих направлениях:

    1. Расширение словаря ребенка на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений.
    2. Введение слов, обозначающих качества, свойства, отношения, на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира.
    3. Введение слов, обозначающих элементарные понятия, на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам.

    Эти три направления словарной работы имеют место во всех возрастных группах и прослеживаются на разном содержании: при ознакомлении с объектами и явлениями природы, предметами материальной культуры, явлениями общественной жизни и т.д.

    Содержание словарной работы опирается на постепенное расширение, углубление и обобщение знаний детей о предметном мире.

    Имя существительное. Глагол.

    Окружающие предметы привлекают внимание ребенка и получают название лишь в том случае, если ребенку позволяют «общаться» с ними.

    Усвоение ребенком слов обобщения развивает мозг, учит его совершать мыслительную операцию абстрагирования. Глаголы (т.е. названия действий предметов) появляются в речи ребенка одновременно с именами существительными. И составляют третью часть всех слов.

    Имя прилагательное.

    Число используемых прилагательных незначительно. Это объясняется, во-первых, условиями воспитания (взрослые мало внимания обращают на знакомство детей с признаками и качествами предметов), во-вторых, характером имени прилагательного как наиболее абстрактной части речи.

    По данным А. Н. Гвоздева в словаре четырехлетнего ребенка наблюдается 50,2 существительных, 27,4 глаголов, 11,8 прилагательных, 5,8 наречий, 1.9 числительных, 1,2 союзов, 0,9 предлогов и 0,9 междометий и частиц.

    Наименее усвоенными оказываются слова, обозначающие более отдаленные от детей явления (последователь, неурядица, народ).

    Переносные значения слов усваиваются детьми не сразу. Сначала происходит усвоение основного значения. С переносным употреблением слов, которые известны ребенку в прямом значении, дети встречаются раньше всего в загадках. Однако, чтобы отгадывать загадки, дети должны иметь некоторый жизненный опыт, хранить в памяти и летние и зимние впечатления. Усвоение переносного значения слов детьми связывается с работой по ознакомлению их с художественной литературой.

    Основные формы организации деятельности в работе над словарем.

    1. Беседа (вопросы поискового и проблемного характера).
    2. Экскурсии и осмотры (Требования к проведению экскурсий и осмотров:

    Осмотры должны быть интересны детям. Заинтересованность детей ведет к точности наблюдения и глубине восприятия.

    Во время наблюдения не следует перегружать внимание детей деталями, многочисленными подробностями. Это отвлекает ребенка от главного и быстро утомляет. Один и тот же предмет или явление могут быть объектом наблюдений детей разного возраста, но методы работы должны быть различны.

    Обеспечивать детям во время наблюдения активность восприятия: воспитатель задает вопросы, дети отвечают и сами о чем-то спрашивают, им разрешается не только посмотреть вещь, но и потрогать, подержать, поиграть с ней.

    1. Рассматривание предметов, наблюдения (обследование и приемы сравнения).
    2. Сочетание непосредственного восприятия объектов, слова педагога и речи самих детей.
    3. Речевой образец (интонационное выделение слова, несколько усиленное его артикулирование, повторное проговаривание слов и словосочетаний детьми). Очень важно варьировать методику повторений. С учетом этого можно рекомендовать повторение как: буквальное индивидуальное и хоровое воспроизведение образца («Послушайте, как я скажу слово – аквариум. Теперь вы скажите»); совместное произнесение слова педагогом и детьми (сопряженная речь); игровое повторение («Кто лучше скажет?»); ответы на вопросы («А ты как думаешь, как надо сказать?»).
    4. Пояснение смысла слов.
    5. Показ картин с малознакомым содержанием.
    6. Чтение художественной литературы.
    7. Рассматривание игрушек, предметов.
    8. Дидактические игры (игры с предметами: игрушками, природным материалом и пр., настольные печатные игры и словесные игры).
    9. Дидактические упражнения.

    Основным содержанием лексических упражнений являются различные виды классификации слов:

    - по родовому признаку (по группам: овощи, фрукты, посуда);

    - по родовому и подродовому признакам (животные, домашние животные, дикие животные);

    - по свойствам (цвет, вкус, величина, материал);

    - составление словосочетаний и предложений с антонимами, многозначными словами;

    - распространение предложений.

    Отличительной чертой является то, что большинство из них одновременно направлено на формирование грамматической стороны речи: на согласование слов, словоизменение, употребление слова в составе предложения, что объясняется единством лексических и грамматических значений слова. Такой тип упражнений можно назвать лексико-грамматическим.

    По мере развития речи и мышления постепенно пополняющийся словарь систематизируется, упорядочивается, складываясь в семантические поля или образования слов, объединенных по смыслу.

    Подготовила учитель-логопед Дуркина М. В.

    Литература.

    Павлова И. Ю. Развитие и обогащение лексики у детей дошкольного возраста [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 212-215.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     


     

     

     

    Мы в ВК
  •  
  • Информация для родителей.
  •  
  • Детский телефон доверия
  •  
  • Социальный навигатор Республики Коми
  •  
  • Схема проезда
  •  
  • Поиск
    Вход в ГИС ЭО
  •  
  • Запись в детский сад
  •  
  • Портал Госуслуги
  •  
  • Полезные ссылки

  •      

     

     
    Календарь
     
    «  Апрель 2024  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    2930
    Друзья сайта
  • МБДОУ № 20
  • МАДОУ ДС № 10
  • МАДОУ ДС 12
  • МАДОУ ДС №22
  • МАДОУ ДС № 23
  • МБДОУ ДС 8
  • МБДОУ ДС 7
  • МБДОУ 14
  • МБДОУ № 24
  • МБДОУ «ЦРРДС»
  • Инструкции для uCoz
  • Безопасный рунет
  •  
    Профилактика социального сиротства

  •  
    Конкурсы для педагогов
  •  
  •  
  •  
  •  

  • Интересно детям

  •  
    Погода в Усинске

  •  
    Архив записей
      
     
          
    Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz