Формирование моторных функций у ребенка с нарушением слоговой структуры слова.
Уважаемые родители (законные представители ребенка)!
Если в речи вашего ребенка имеются перестановки, пропуски или наращивания звуков и слогов, значит структура слов воспроизводится неверно. До 3-х лет такое явление физиологически обусловлено, нормально. Мы часто слышим от малышей, только начавших говорить, примерно такие слова: мацицикл (мотоцикл), мицанель (милиционер), касанавт (космонавт), и оправданно не беспокоимся о состоянии их речи. Однако, если ребенок в возрасте 4-5 лет произносит: касавока (сковородка), пысось (пылесос).
Это является сигналом стойкого нарушения слоговой структуры слова и в таком случае малышу требуется помощь специалиста- логопеда.
В качестве одного из основных признаков нарушения слоговой структуры слов у дошкольников выделяется искажение воспроизведения стечений согласных звуков (-ск-, -пр-, -взд- и др). Различные игры и игровые приемы по коррекции слоговой структуры слова можно использовать в любое свободное время. Овладение слоговой структурой идет на материале освоенных ребенком звуков. Главное – не упустить осмысление ребенком значения усваиваемого слова. Параллельно большое внимание уделяется развитию слухового восприятия и подготовке арт. моторики.
Работа строится в нескольких направлениях.
1. Формирование моторных функций.
2. Формирование пространственных представлений и оптика- пространственной ориентантации.
3. Фонематические представления.
4. Фонематический и слоговой синтез слов.
Сегодня мы поговорим о развитии моторных функций.
Ребенок повторяет за Вами упражнения в точной последовательности и точном ритме.
Игра «Делай как я».
-воспроизведение серий движений руками:
а) руки в стороны, на пояс, в стороны, на пояс….
- воспроизведение серий движений ногами:
а) два прыжка влево, два вправо.....
б) прыжок вперед, два назад, один влево ....
Игра «Веселые инструменты».
Вы задаете ритмический рисунок на музыкальном инструменте, а ребенок воспроизводит услышанное с помощью хлопков.
Игра «Танец листьев».
Вы берете листья (любой предмет), поднимаете руки вверх и показываете движения в заданном темпе, а ребенок определяет темп, затем воспроизводит «танец листьев».
Совершенствование статической и динамической координации движений пальцев рук.
Упражнения на развитие переключаемости движений пальцев рук.
1. Кулак-ладонь - поочередное выполнение движений каждой рукой, затем обеими руками вместе. Выполнение обеими руками может быть одновременное или разновременное (одна кисть руки сжата, другая - выпрямлена и наоборот).
2. Кулак-ребро-ладонь - поочередное выполнение движений каждой рукой, затем обеими руками одновременно.
3. Сжимание и разжимание кистей рук - выполнение обеими руками одновременно, затем обеими руками, но разновременно (одна кисть руки сжата, другая выпрямлена и наоборот).
4. Кольцо-зайчик - переходы из одной статической позы в другую; поочередное выполнение каждой рукой, затем обеими руками одновременно.
5. Барабанщик - ребенок барабанит всеми пальцами обеих рук по столу, отстукивая ритм, Вы повторяете.
Формирование пространственной организации движений пальцев рук.
1. Пальчики здороваются - соединить кончики пальцев обеих рук - большой с большим, указательный с указательным и т.д. - под счет от одного до пяти.
2. Пальцеход (на плотном ковролине нашито 20 пуговиц -п о 10 в 2 ряда) - походить, наступая на пуговицы указательными пальцами обеих рук.
3. Соревнования по бегу - изобразить с помощью среднего и указательного пальцев ноги бегунов; сначала по столу бегут пальцы правой, затем левой руки, далее обеих рук.
4. Необычное животное - изобразить с помощью пальцев сначала правой, а затем левой руки, как передвигается по столу животное, у которого пять ног. Посчитай-ка - сжать сначала правую, а затем левую руку в кулачок, считать пальцы, разгибая их поочередно.
5. Командир - сжать руку в кулачок, разжимать пальцы по одному под счет: Ты командир, а твои пальчики - солдаты. Командуй: раз, два, три....
6.2 Развитие статической и динамической координации пальцев рук и органов артикуляции при выполнении совместных движений.
1. Упражнение с фишками.
Перед ребенком вертикальной линией (затем горизонтальной) раскладываются цветные фишки.
Вы показывает движение: губы в улыбке, палец касается фишки , положение фиксируется, затем губы принимают исходное положе –
ние и т. д. .
2. Упражнение «Лягушка»
Описание упражнения:
1. Пальцы сжаты в кулак, рот закрыт.
2. Одновременно с широким открыванием рта пальцы разжимаются.
«На лугу сидят лягушки
Рты раскрыли две квакушки,
Пальцы ловко разжимайте
Комаров не пропускайте».
3. Упражнение «Комарики»
Описание упражнения:
1. Пальцы сжаты в кулак, губы в улыбке.
2. Одновременно с вытягиванием губ трубочкой, плотно сжатые пальцы выпрямляются.
«Длинный нос у комара
Убегайте детвора,
Губы трубочкой тяните
Пальцы вместе вы держите».
4. Упражнение «Ежик»
Описание упражнения:
1. Пальцы рук в замке, рот закрыт.
2. Одновременно пальцы выпрямить, язык «иголочкой».
«У ежа остры иголки
Наши пальцы тоже колки,
И язык наш стал иголкой
Держим ровно, долго-долго».
5. Упражнение «Лошадка»
Описание упражнения:
1. На щелчок языка кулак бьет о ладошку, положение рук меняется с каждым последующим щелчком.
«Скачет весело лошадка,
Цокает копытами.
Кулачком в ладошку бьем,
Языком щелчок даем».
6. Упражнение «Часики»
Описание упражнения:
1. Пальцы сжаты в кулак кроме указательных, рот в улыбке, зубы разомкнуты.
2. Пальцы и язык двигаются одновременно в одну сторону.
«Ходят часики тик-так,
Пальцы двигаются в такт.
И язык наш – вправо, влево
Двигается очень смело».
7. Упражнение «Барабан»
Описание упражнения:
1. Одновременно при произнесении звука д-д-д-д…, указательные пальцы барабанят о стол.
2. Возможно использование среднего пальца, безымянного, мизинца.
«Барабанит барабанщик:
Д-д-д-д-д-д-д.
Пальцы ровно ты держи
Громко по столу стучи».
Желаю Вам удачи и плодотворной работы в преодолении нарушений слоговой структуры слова у ребенка.
|