Дыхание - рефлекторный процесс постоянной смены вдоха и выдоха, в котором участвуют различные органы: легкие, бронхи, мышцы диафрагмы. Цель дыхания — избавление от продуктов обмена (углекислый газ) и насыщение тканей и клеток организма кислородом.
Прежде чем приступить к развитию у ребенка физиологического дыхания, необходимо сформировать сильный плавный ротовой выдох.
Параметры правильного ротового выдоха:
- Выдоху предшествует сильный вдох через нос или рот — «набираем полную грудь воздуха»;
- Выдох происходит плавно, а не толчками;
- Во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
- Во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);
- Выдыхать следует, пока не закончится воздух;
- Во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.
Уважаемые родители. Дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, поэтому игры на развитие дыхания необходимо ограничивать по времени (используйте для этого песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями.
Предлагаю Вам несколько приемов для развития дыхания.
Игровые приемы для развития дыхания.
1. «Задуй упрямую свечу». Ребенок держит в правой руке цветные полоски бумаги в форме свечи. Левая ладонь лежит на животе для контроля речевого дыхания. Спокойно, неслышно вдохнуть ртом, почувствовать, как надулся живот. Затем сразу медленно выдыхать – «гасить свечку» произнося звук «ф».
2. «Игра – загадка». Взрослый беззвучно артикулирует несколько гласных звуков, ребенок озвучивает их, произнося на длительном выдохе.
3. «Шину прокололи». Ребенок делает легкий вдох, и, выдыхая, показывает, как медленно выходит воздух через прокол в шине «ш-ш-ш».
4. «Трубач». Ребенок подносит к лицу сжатые кулачки, располагая, их друг перед другом, на выдохе медленно дуют в трубу.
5. «Жук». Ребенок сидит, руки опущены вдоль туловища. Взрослый предлагает поднять руки в стороны и немного отвести их назад, сделать вдох. Выдыхая, показать, как жужжит жук « жжжж», одновременно опуская руки вниз.
6. «Комарик». Ребенок сидит, ногами обхватив ножки стульчика. Руки на поясе. Вдох, медленно повернуть туловище в сторону: на выдохе показать, как звенит комарик – зззззззз, быстро вернуться в исходное положение. Новый вдох – поворот в другую сторону.
7. «Топор». Ребенок сидит, ноги на ширине плеч, руки опущены, пальцы рук сцеплены в «замок». Руки поднять вверх – вдох, опустить – выдох.
Дыхательные игры.
1. Сдувание снежинок, бумажек, перышек с руки, со стола.
2. Дутьё на лёгкие шарики, карандаши и катание их по столу:
• Загонять шарики по лотку вверх в лузу;
• Приводить дутьём в движение плавающих в тазике уток, кораблики, бумажные
фигурки, стараясь не уронить;
• Дуть на различные вертушки, крылья мельницы, бумажные колпачки, ватные
шарики, подвешенные на натянутой горизонтальной нитке;
• Сдувать тычинки созревших одуванчиков;
• Дуть с противоположных сторон на шар;
• Играть на детских духовых музыкальных инструментах – дудочках, трубах,
губных гармошках.
3. Надувать резиновые детские игрушки, бумажные мешки-хлопушки.
4. Надувать мыльные пузыри.
5. Поддувать вверх пушинку, ватку, бумажку, мыльный пузырь.
Важное условие правильной речи – это плавный длительный выдох, четкая и не напряженная артикуляция. Приучайте детей говорить не торопясь, вдыхать перед началом речи, перед каждой фразой.
Дыхательная зона в кабинете учителя-логопеда.
|