«Использование слов – паронимов в развитии фонематического слуха у детей дошкольного возраста».
Уважаемые родители!
Не за горами первый класс. Это чтение, письмо, пересказ и составление рассказов. Каждому из Вас хочется, чтобы его ребенок был успешен, чтобы его хвалили, отмечали его школьные успехи, ставили в пример другим.
Однако, нередко, учитель говорит, что Ваш ребенок не слышит звуки, путает их на письме, не различает на слух. Почему? Задаетесь Вы вопросом. Ответ - у Вашего ребенка фонематический слух сформирован не полностью.
Как быть? Обратиться за помощью к учителю-логопеду. А можно начать заниматься самим.
Сегодня я расскажу Вам как сделать это, используя слова-паронимы.
Паронимы (от греч. para — рядом, возле и onoma — имя) — это однокоренные слова одной части речи, близкие по звучанию, но имеющие разные лексические значения.
Ребенок упражняется в произношении специально подобранных слогов сначала в одном указанном порядке, а затем обратном. Темп этих упражнений постепенно ускоряется. Так, ребенок в слогах дифференцирует звуки, близкие по артикуляции. Затем ребенок упражняется в дифференциации звуков со слуха.
После слоговых упражнений переходят к дифференциации смешиваемых звуков в словах. Материал упражнений на дифференциацию постепенно все более и более усложняется. Так, например, сначала берутся слова-паронимы, отличающиеся друг от друга дифференцируемыми звуками (точка — дочка, шар — жар, коса — коза); затем ребенку предлагается называть различные картинки и раскладывать их в соответствии с дифференцируемыми звуками. После того как ребенок справится с указанной задачей, переходят к упражнениям в названии слов с дифференцируемыми звуками и к самостоятельной связной речи.
Игры с использованием слов-паронимов.
«Новые слова».
Игра-преобразование. Детям демонстрируется картинка «уши» и предлагается правильно назвать её. Затем Вы предлагаете заменить звук «ш» на звук «ж» и узнать, что - же получилось, и изменился ли смысл. Потом меняем звук «ж» на «с», при этом выставляется новая предметная картинка и т.д. (уши – ужи – усы – осы)
«В гостях у Незнайки».
Ребенок исправляет ошибки в предложениях, сказанных Незнайкой.
- У меня болит (суп).
- Я нарубил (трава).
- Собака ела из (мишки).
- В горле застряла (гость).
- Мы пили вкусный (зефир).
- У папы пышные (уши).
- Очень вкусное молоко у моей (косы).
- Я построил большой (том).
- У доктора есть (фата).
- В лесу живет косолапый (миска).
- В небе летит воздушный (жар).
- В реке живет (лак).
- Ко мне пришел (кость).
- Мы закатили шумный (мир).
- У меня на празднике была (Машка) лисы.
- У льва острые (локти).
- Во дворе стоит большая (почка) воды.
- У мамы умная (точка).
«Верно – неверно».
Игра с мячом. Вы бросаете ребенку и если говорите правильное словосочетание, ребенок ловит мяч, если нет – отталкивает.
- вкусный зуб (суп).
- послушная сажа (Саша).
- воздушный жар (шар).
- приятный кость (гость).
- зеленая дрова (трава).
- великолепный кол (гол).
- званый мир (пир).
- здоровый суп (зуб).
- пышные уши (усы).
- заячьи усы (уши).
- вареный лак (рак).
- медицинская фата (вата).
- обувные четки (щетки).
- косолапый миска (мишка).
- мебельный рак (лак).
«Запомни - повтори»
На наборном полотне выставляются картинки похожие по звучанию, например: рак, лак, мак, бак, сок, сук, дом, дым, ком, лом, сом, лыжи, лужи и т.д. Затем Вы называете 3-4 слова, а ребенок отбирает соответствующие картинки и расставляет на наборном полотне в названном порядке.
|