«Как преодолеть водобоязнь»
Чтобы ребёнок рос здоровым лучшим средством «домашних» уроков плавания можно считать умение ребёнка легко держаться и передвигаться в воде (пусть даже неизвестным науке стилем плавания), безбоязненно нырять, правильно распределяя дыхание и, главное, получать большое удовольствие от самого процесса. Ведь плавание укрепляет организм, помогает ребенку лучше адаптироваться к различным состояниям окружающей среды, способствует развитию органов дыхания, исправляет недостатки осанки. Правда, такую пользу плавание принесёт, только если подойти к обучению детей грамотно, помочь преодолеть водобоязнь и привить желание всю последующую жизнь использовать плавание, как наилучший способ отдыха, развлечения и здоровой физической нагрузки.
Преодоление водобоязни.
Случается, что дети так боятся воды, что даже купание в ванной становится проблемой для вас, родители. Это одна из форм человеческих страхов - водобоязнь. Причины возникновения водобоязни бывают разными: кто-то неожиданно упал в воду, и это стало для него шоком, кого-то искупали в слишком холодной или слишком горячей воде. У впечатлительных детей водобоязнь может возникнуть даже после просмотра фильма о бедствиях на воде. Детям с водобоязнью очень неприятно, когда вода попадает на лицо и особенно в глаза. А при купании от давления воды у них возникает скованность движений, затрудненность дыхания, панический страх перед глубиной. Чтобы облегчить состояние таких малышей, уроки плавания с ними нужно проводить не в назидательной, а в развлекательной форме. Им важно не столько обучиться разным стилям плавания, сколько познакомиться со свойствами воды, с условиями плавучести и равновесия своего тела. Упражнения, направленные на это, помогут детям ориентироваться в воде и избавиться от чувства страха.
Первые уроки плавания родители могут дать ребёнку самостоятельно. В этой ситуации совсем не обязательно быть знатоками всех стилей и видов плавания, главное - научить ребенка уверенно и безбоязненно держаться на воде, привить первоначальные навыки и приемы плавания
Практические советы по преодолению водобоязни и освоению с водной средой:
1. Как можно раньше приучайте ребенка к водным процедурам. Если ребенок боится мыться, не спешите, дайте ему таз с игрушками, когда ребёнок привыкнет можно продолжить игру в ванной. Лейте воду на ребенка из лейки, ковша, начиная с ног. Постепенно приучайте малыша к душу. Следите за температурой воды. Выберите ту, которая понравится ребенку.
2. Объясните ребенку, что вода ласковая, добрая, чистая, прозрачная. Покажите предметы под водой. Предложите их достать.
3. Научите ребенка опускать лицо в воду, задерживая дыхание («Птички умываются).
4. Следующий шаг - открывание глаз в воде. Предметы будут иметь расплывчатое изображение - нужно привыкнуть к этому. Предложите ребенку сделать вдох, «спрятаться» под воду, открыть глаза в воде и, увидев лежащий на дне предмет, достать его. Потом обязательно похвалите его. Если же ребенок отказывается, попробуйте дать ему плавательные очки. В дальнейшем откажитесь от них.
5. Дыхание - важное упражнение в плавании. Вдох выполняется быстро через рот, выдох постепенно, полностью в воду через рот и нос. Ребенку можно дать задание «Спой рыбкам песенку»: на выдохе нужно произносить звук (у). Это упражнение можно выполнять, сидя за столом, опуская лицо в таз с водой.
6. Далее в ванной предложите ребенку принять горизонтальное положение на груди, спине с опорой на предплечья.
7. Согласовывайте лежание на груди, с погружением под воду задержав дыхание (Подводная лодка). Постепенно освобождайтесь от опоры на руки.
8. Задержав дыхание, лёжа на спине, ребёнок должен убрать руки со дна, а вы поддержите ребёнку затылок рукой.
9. Дома можно научить ребенка ритмично работать ногами кролем. На суше покажите, какими должны быть ноги: прямые, носки оттянуты, повернуты вовнутрь. Затем приняв горизонтальное положение в воде, сначала медленно и редко, затем быстро и часто выполните движения ногами в воде. На поверхности воды должен образовываться маленький фонтан без брызг.
10. Вот и водоем. Помните: вы рядом, вы пример для ребенка. Сначала выполняете упражнение вы, а затем, после слов «Делай как я», - ребенок. Подбадривайте и хвалите малыша.
Оказавшись в воде, вместе с ребёнком, привыкните к ощущениям, старайтесь не напрягаться.
Постепенно приседайте, погружайтесь в воду до уровня подбородка, на вдохе до носа, глаз, с головой.
Походите, побегайте, попрыгайте, поползайте на руках по дну вдоль берега или по направлению к берегу.
Отойдя от берега на глубину до пояса, рассмотрите дно, выполните погружение с головой на несколько секунд.
Предложите ребенку (с вашей помощью), оттолкнувшись от дна ногами, скользить по направлению к берегу с поддерживающим предметом в руках (нарукавники), не опуская лица в воду, затем опустив лицо в воду. Далее - в согласовании с движениями ног кролем.
Предложите ребенку следующие упражнения.
- Лежа на животе, в упоре на предплечья, плечи под водой. Сделать глубокий вдох опустите лицо в воду и одновременно поднять руки вверх («Лодочка»). Не торопитесь соединять кисти рук, чтобы не потерять равновесие.
- Стоя в воде по пояс, сделать глубокий вдох, оттолкнуться ногами от дна и выполнить скольжение на груди. Ребенка можно слегка поддерживать за пояс.
- Сидя на дне, в руках ведерко с водой, вытянуть руки вперед, сделать глубокий вдох поднять ведёрко, выливая воду на голову, лечь на воду. Чтобы в нос не попадала вода, задержите дыхание.
- То же упражнение, но из исходного положения, стоя в воде по пояс. Если нужно, подстрахуйте ребенка.
Затем можно учить ребенка плавать при помощи движений ног, рук, согласовывая движения с дыханием.
Для лучшей ориентации выполняйте упражнение вдоль берега.
Все эти советы - лишь часть мер для того, чтобы избежать возникновения неожиданного испуга и чувства страха в воде.
У вас всё получится!
Консультация подготовлена по материалам пособия А. Чеменевой
"Система обучения плаванию детей дошкольного возраста"
инструктором по физической культуре Шилкиной Е.П.
|