Как стимулировать речевое развитие ребенка
Уважаемые родители! Прежде чем начинать работу собственно над развитием речи, надо подготовить к этому своего малыша. Прежде всего – это игры на развитие подражания. Именно в таких играх ребенок учится получать важную информацию от другого человека. Также это игры по развитию слухового восприятия и дыхания, внимания и памяти, без должного уровня развития которых формирование речи будет тормозиться. Старайтесь разговаривать с ребенком медленно и четко, выделяя голосом то слово, которое вы хотите, чтобы он запомнил. Это даст возможность малышу «переработать» услышанное. Лучше говорить с малышом пока только о том, что происходит «здесь и теперь».
Поощряйте желание ребенка говорить
Используйте различные приемы для растормаживания речи:
- Когда малыш начнет говорить отдельными словами, обязательно дополняйте сказанное. Так вы быстрее перейдете к следующему этапу развития ребенка - фразовой речи. «Кя!» - ска-жет ребенок, указывая на утку, а вы договори-те за него, превращая сказанное в предложение: «Да, это уточка. Уточка говорит: «Кря!»».
- Когда будете учить ребенка запоминать названия цвета, объясняйте ему «Вот помидор. Он красный. Мячик тоже красный. Они оба красные».
- Как только ребенку станет понятным вопрос «Что это?», называйте новые слова, показывая различные предметы. Сначала сами спрашивайте: «Что это?», побуждая малыша ответить на вопрос, употребив знакомое для него слово.
- Используйте потешки, народные игры: «Гуси-гуси», «Сорока-сорока», «Каравай-каравай» и другие. Когда вы убедитесь в том, что ребенок запомнил весь стихотворный ряд, начните сознательно пропускать последнее рифмованное слово в строчке, чтобы он его озвучил. Мама: «Гуси, гуси…» - Ребенок: «Га-га-га!» - Мама: «Есть хотите?» - Ребенок: «Да-да-да!» Таким образом, у ребенка в контексте игровой ситуации развивается умение общаться.
- Пойте малышу песенки, поощряя его подпевать и тем самым запоминать новые слова. Говорить или петь под музыку можно разным тоном, быстро или медленно, с разными эмоциями.
- Хороши игры с фигурками, которые надеваются на пальчик. Так можно играть в прятки: «Где собачка?» - «Нет собачки» - «Где же наша собачка?» - «Ав-ав» - «Да вот же она!»
Не перегружайте ребенка чересчур сложными словами и фразами. Говорите с ребенком просто, на доступном для него уровне.
Поощряйте активность ребенка в рамках его возможностей. Помните, что излишняя опека подавляет ребенка и ограничивает его развитие.
Не забывайте побольше играть с малышом, помогая ему познавать мир и провоцируя на реакцию в виде звуков, слогов и слов. До 7 лет у детей ведущей является именно игровая деятельность, поэтому очень просто научить чему-то.
Детям становится скучно изо дня в день делать одни и те же артикуляционные упражнения перед зеркалом. Существует еще много полезных мимических упражнений, которые можно придумывать вместе с детьми и внедрять их занятиях. Можно предложить детям подражать гримасам животных.
|
|
Животная разминка
|
|
|
Отличная тренировка для мимики и расширение диапазона артикуляционных поз:
- лакаем молочко, как кошечка
- обнюхиваем цветок, как ежик
- строим рожицы, как обезьянка
- грызем орешки, как белочка
- надуваем щеки, как кит
- моргаем глазами, как крот (сова, филин)
- морщим нос, как мартышка
- вытягиваем губки, как хоботок у слоника
- вытягиваем губы в улыбке, как лягушата
- скалим зубки, как злая собачка
- фыркаем, как кошка
- облизываемся, как маленькие котята
|
|
|
|
|
|