«МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ ОВЗ В СТРУКТУРЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ»
В процессе музыкального воспитания на музыкальных занятиях с детьми ОВЗ решаются музыкально - эстетические и коррекционно - развивающие задачи направленные на:
1. приобщение к основам музыкальной культуры
2.развитие музыкальных способностей
3.коррекцию нарушений средствами музыки
4.развитию представлений о различных видах музыкальной деятельности и посильные способы этой деятельности
5.формирование доступных знаний о музыке
6.создание положительного эмоционального фона для творчества и самостоятельной музыкальной деятельности
7.выработку навыков коммуникативной и социальной адаптации
Музыкальные занятия направлены на предупреждение возникновения вторичных отклонений в развитии, коррекцию и компенсацию средствами музыки, при этом важно учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей, индивидуальный подход к каждому ребенку, а также использовать специальные методы и приемы музыкального обучения и воспитания.
Основные средства обучения - музыка, ее восприятие и исполнение. В процессе обучения у детей совершенствуются эмоционально - волевая и мотивационно- потребностная сферы, возрастает активность восприятия и формируется музыкальная культура слушания.
В структуре музыкального воспитания музыкальные занятия являются основной формой обучения.
Музыкальные занятия у детей с нарушениями слуха проводятся подгруппами в зависимости от сложности слуховых нарушений (1 - восприятие полного диапазона октав, 2 - ограниченный диапазон)
Каждое упражнение выполняется поочередно с музыкальным руководителем, воспитателем и сурдопедагогом. Эффективны индивидуальные занятия по 7 минут ( ребенок слушает музыку возле фортепиано, наблюдает за действиями других детей, выполняет задание самостоятельно, слушает музыку со всеми вместе), в процессе чего формируется тактильно -вибрационная и слуховая чувствительность.
Детей с нарушениями зрения на музыкальных занятиях важно приобщать к разным видам музыкальной деятельности. Развивать потребность в самостоятельных и творческих действиях в восприятии, развитии звуковысотного слуха, чувстве ритма, пространственных представлениях ( при звучании громкой музыки приближать предмет, при тихой удалять, нарастание громкости может изображать приближение поезда, машины и т.п)
На музыкальных занятиях с детьми с ЗПР нужно учитывать несовершенство двигательной сферы, вялость мышц или гипертонус, плохую координацию движений. Правильно подобранные музыкальные упражнения формируют произвольность внимания, двигательный самоконтроль, целостность движений, активизацию воображения.
Музыкальные занятия с детьми с ОНР строятся эмоционально, с быстрой сменой видов музыкальной деятельности и проводятся с учетом индивидуальных возможностей. В пении важно обращать внимание на пропевание гласных.
Большое внимание на занятиях с детьми с ФФН уделяется развитию слухо - зрительного восприятия и совершенствованию двигательных навыков. Во все виды движений вводится речевой материал в разнообразных формах. В слушании (проза и стихи), в пении на 1 этапе( пропевание гласных, работа над дыханием и постановкой голоса, темпом и ритмом речи),на 2 этапе (чистоговорки с пением),на 3 этапе (закрепление сонарных звуков) , на 4 этапе (закрепление всех звуков в свободной речи).
Работа с умственно отсталыми детьми на музыкальных занятиях направлена на развитие слуха, внимания, эмоциональной отзывчивости и воспитанию интереса к музыке. Большое значение в репертуаре имеет программность (отображение образа, сюжета) по показу воспитателя. Важным этапом является подготовительная работа (перед слушанием музыки обыгрываются игрушки, проводится беседа, используются музыкально - дидактические игры).
|