МУЗЫКОТЕРАПИЯ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ
Консультация для родителей
Говоря об укреплении и сохранении здоровья дошкольников, мы, прежде всего, имеем в виду их физическое здоровье. Но не стоит забывать, что психическое здоровье детей не менее ценно для нас, особенно сейчас, когда мы наблюдаем появление большого количества крайне агрессивных, неуравновешенных детей, либо наоборот – апатичных и заторможенных детей. Большую помощь в укреплении психического здоровья может оказать музыкотерапия, с помощью музыки можно успокоить, или наоборот, активизировать ребенка, установить контакт между взрослым и ребёнком, занять его увлекательным делом - музыкальными играми, пением, танцами, движениями под музыку, игрой на музыкальных инструментах, слушанием музыки.
Строго говоря, музыкотерапия - это дозированное использование определенных звуков и музыки для коррекции психической и эмоциональной сферы. И не только! Научные исследования в этой области показывают, что музыка может еще влиять и на внутренние органы. Считается, что есть музыкальные произведения, которые имеют ту же частоту и тот же волновой диапазон, что и определенные внутренние органы. В Китае, к примеру, выпускаются диски с музыкой, которая так и называется: «Сердце», «Печень», или даже «Концерт для почки с оркестром». Механизм действия музыки заключается в следующем: «больной» орган, слушая музыку с «правильной настройкой», пытается подстроиться к ней, и тем самым, вылечиться, или, по крайней мере, уменьшить болезненное состояние. Но данное направление музыкотерапии используется в специализированных клиниках, строго дозировано и в сочетании с лекарственными средствами.
В условиях работы детского сада и нашей повседневной жизни, мы говорим о влиянии определенной музыки – прежде всего классической русской и зарубежной – на психику и эмоциональное состояние ребенка или взрослого.
Существуют совершенно конкретные музыкотерапевтические рекомендации, разработанные учеными. В данных рекомендациях даются общие положения о технологии музыкотерапии, и предлагаются конкретные музыкальные произведения для воздействия на разные стороны эмоциональной сферы, например: для снятия эмоционального напряжения, уменьшения раздражительности, для успокоения, нормализации сна и, наоборот - для активизации жизненных сил, улучшения настроения. Я не буду подробно перечислять все указанные произведения, скажу только, что самой сильной по воздействию на организм специалисты считают музыку А.Вивальди, Й.Гайдна, И.Баха, В.Моцарта. Она универсальна и рекомендуется для снятия стресса, эффективного усвоения учебного материала, от головной боли, а также во время восстановительного периода, например, после сессии, ночной смены, экстремальных ситуаций и т.д. Кроме того, по мнению ученых, эта музыка настраивает все органы на согласованную работу, создает ощущение порядка, безопасности.
Сейчас у родителей есть большой выбор — вы можете скачивать в интернете или приобретать диски с классической музыкой в традиционном исполнении или в специальной аранжировке- на фоне звуков природы — шума ручья, прибоя, звуков леса… Диски так и называются: «Малыш в лесу», «Малыш у моря», «Малыш у реки»… Информацию по музыкотерапии можно найти в Интернете, но, к сожалению, не всегда то, что предлагают врачи, оправданно с точки зрения музыкантов. К примеру, в некоторых рекомендациях можно увидеть предложение слушать Ноктюрны Шопена для успокоения и снятия эмоционального напряжения, основанием для этого, якобы, является медленный, размеренный темп музыки. При этом совершенно не берется в расчет трагизм и скорбь этой музыки, что связанно со всей жизнью композитора. Другими словами, если вы не хотите впасть в депрессию – не надо регулярно слушать Ноктюрны Ф.Шопена. Детям дошкольного возраста нужно вообще крайне осторожно предлагать слушать музыку и других композиторов-романтиков: Р.Шумана,
Ф. Шуберта, что тоже связано с драматизмом и даже трагичностью образов в их музыке. Предложенные вам рекомендации, как мне кажется, составлены с учетом полного соответствия эмоционального настроения музыки разным эмоциональным состояниям человека.
Как правильно и полезно слушать музыку?
Наилучшее время прослушивания – от 15 минут до получаса. Громкость звучания музыки должна быть строго дозирована. Звук не должен быть громким и в тоже время чрезмерно тихим.
Во время прослушивания старайтесь не сосредотачиваться на каком-то серьезном деле, лучше всего будет просто расслабиться и отвлечься от всего, но если не получается, то можно выполнять обычные бытовые дела (легкая уборка – расставить все по своим местам, подготовка постели) или заняться просмотром картинок, фотографий с детьми. В день не следует проводить более трех сеансов (обычно ограничиваются одним-двумя).
В заключение хочу пожелать вам и вашим деткам быть здоровыми физически и психически, и слушать хорошую музыку почаще.
Югай Н. В., муз. руководитель.
|