"Веселые приключения Язычка и его друзей"
(дидактическое пособие для воспитателей, учителей-логопедов, родителей по проведению в занимательной форме артикуляционной гимнастики с использование пальчикового театра с детьми младшего дошкольного возраста)
Введение.
С самого рождения человека окружает множество звуков: шум ветра, дождя, шелест листьев, лай собак, сигналы машин, музыка, речь людей и т.д. Но младенец не способен их различать и оценивать. Это происходит со временем. Умение сосредоточиваться на звуках необходимо для того, чтобы слушать и понимать речь. Ребенок должен научиться напрягать свой слух, улавливать и различать звуки, то есть у него должно сформироваться произвольное слуховое внимание. Сосредоточение на словах взрослого - и результат, и необходимое условие развития слушания, а затем и разговорной речи.
Речь чудесный дар природы - не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые при этом должны приложить немало усилий, чтобы его речь развивалась правильно и своевременно. Грамотная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе.
Первой ступенью в системе образования ребенка является детский сад, он и выполняет важную функцию в подготовке детей к школе.
В раннем детстве ребенок воспринимает звуки, слоги, слова окружающих нечетко, искаженно. Поэтому дети смешивают одну фонему с другой, плохо понимают речь. Очень часто они не замечают своего неправильного произношения, поэтому оно становится привычным, стойким и порой преодолевается с большим трудом. В связи с этим одной из важных задач познавательного развития дошкольника является развитие слухового восприятия, артикуляционной моторики, что служит основой формирования фонематического слуха, речи и коммуникации.
Актуальность.
Одной из характерных особенностей преддошкольного (от 1 года до 3 лет) и младшего дошкольного возраста является формирование нового вида общения на основе интенсивного речевого развития. Наиболее интенсивно развивающейся функцией является речь. К 3 годам ребенок способен общаться развернутыми фразами, возрастает словарный запас. Речь становится ведущим средством общения ребенка. Темп развития речи высок. Вместе с тем артикуляция звуков еще несовершенна, многие звуки опускаются, сложные заменяются более простыми в произношении.
К сожалению, при достаточно высокой мотивации к общению, достаточном словарном запасе и хорошей речевой памяти у дошкольников часто отмечается недостаточность общей и речевой моторики. Нарушенная артикуляция звуков продолжает сохраняться вплоть до 7 лет. Причины нарушения звукопроизношения многообразны. Это слабость артикуляционной моторики, нарушение мышечного тонуса, вследствие пареза мышц артикуляционного аппарата, педагогическая запущенность, различного рода травмы и т.д.
Поэтому очень важно педагогам и родителям обратить особое внимание на речевое развитие ребенка.
В первые годы дошкольного периода преобладает игровая деятельность. С целью профилактики нарушений звукопроизношения с детьми преддошкольного и младшего дошкольного возраста целесообразно проводить занимательную зарядку для органов артикуляционного аппарата.
Предложенная в занимательной форме артикуляционная гимнастика с использование пальчикового театра, разнообразит и увлечет дошколят, поможет педагогам и родителям добиться положительного результата в подготовке артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков.
"Веселые приключения Язычка и его друзей" |