«Ребенок с ограниченными возможности здоровья. Кто он?»
Уважаемые родители (законные представители) воспитанников. Хочу кратко рассказать вам о ребенке с ОВЗ (ограниченными особенностями здоровья). Не надо бояться этого заключения. Это не диагноз на всю жизнь. Это статус, который дается ребенку на определенное время, и который дает возможность ребенку получить специализированную помощь учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя-дефектолога в условиях обычного детского сада.
Современное общество кардинально пересматривает свое отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья. Это и оказание своевременной высокотехнологичной медицинской помощи, обеспечение лекарствами, техническими средствами. Но одними из главных направлений остается обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года регулирует вопросы образования лиц с ограниченными возможностями и содержит ряд статей (42, 55, 59, 79), закрепляющих право детей с ограниченными возможностями здоровья, в т. ч. детей-инвалидов, на получение качественного образования в соответствии с имеющимися у них потребностями и возможностями.
Кто же такой ребенок с ОВЗ? Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) может быть физическое лицо, имеющее недостатки и физическом и/или психическом развитии, которые подтверждены психолого-медико-педагогической комиссией и препятствуют получению образования без создания специальных условий (ФЗ № 273 ст.3 п.8).
Зачастую родители не замечают отклонений в поведении и обучении своего ребенка, а они к сожалению свидетельствуют о наличии определенного заболевания, снижающего возможность получить образование обычным путем. Есть дети, которые родились с отклонениями в развитии, и часто встречаются случаи, когда только специалист может определить наличие какого-то дефекта. Давайте будем очень внимательны к своим детям и при малейших подозрениях обратимся к специалистам. Ведь большинство незначительных дефектов развития можно вовремя подкорректировать и забыть о них, но только при ранней диагностике.
Важно понимать, что независимо от состояния физического и психического здоровья ребенка, он имеет равные права на получение образования, как и другие воспитанники. Для детей с ОВЗ составляется индивидуальная образовательная программа развития, направленная на коррекцию имеющихся отклонений в развитии.
Существуют различные патологии развития, с которыми ребенок может посещать группу общеразвивающей направленности. Это патологии органов речи, слуха, зрения; задержка психического развития; легкая двигательная патология.
Воспитанники с ОВЗ могут посещать группы компенсирующей и общеразвивающей направленности.
Таким образом возникает вопрос об инклюзивном образовании. Когда мы говорим об инклюзии не только в образовании, но и в широком социальном смысле – это означает, что мы в корне меняем представление о том, что проблемой является не человек с какими-либо ограничениями, и переходим к пониманию того, что в изменениях нуждается тот мир и тот социум, в котором мы живем. Инклюзия – включение, добавление, прибавление, присоединение, в том числе, вовлечение в процесс каждого ученика с помощью образовательной программы, которая соответствует его способностям, удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей, обеспечение специальных условий.
Под «индивидуальными образовательными потребностями» ребёнка с ОВЗ понимаются особенности мотивационной, познавательной, эмоционально волевой сферы дошкольника, имеющие особую специфику, обусловленную характером дефекта развития, для удовлетворения которых в процессе воспитания и обучения требуются особые условия.
Организация совместной жизнедеятельности детей в инклюзивной группе учитывает возможности и потребности детей и решает задачи социального взаимодействия детей на гуманистической основе. Дети получают опыт согласования своих интересов с интересами других. Инклюзивная среда помогает каждому ребенку, и обычному, и особенному, освоить нормы и правила жизни в коллективе, а также подготовиться к обучению в школе.
Статус «ребенок с ОВЗ» подтверждается Психолого-медико-педагогической комиссией.
Подготовила информацию Дуркина М. В., учитель-логопед, председатель ПМПк в ДОУ. |