Уважаемые родители. Предлагаю Вам проверить самостоятельно уровень речевого развития ребенка, используя данный материал. Предлагая такие задания, Вы поймете, насколько развита речь Вашего ребенка, и в чем проявились затруднения. А значит Вы будете знать, чему уделить внимание и на что направить свои занятия. Предлагайте картинки или игрушки, проведите тест в форме игры. Удачи Вам!
1. Фонематическое восприятие (слухо-произносительная дифференциация) (5 - 6 лет)
1.1 Повторение слогов с оппозиционными звуками: 2 - 3 слога (па - ба, ба - на, па - па - ба, са - ша - са и др.)
1.2 Слова паронимы (мишка - миска, уточка - удочка, вечер - ветер, косы - козы и др.)
2. Фонематический анализ и синтез
2.1 Определение ударного гласного звука в начале слова: Аня, утка, осень (5 лет)
2.2 Определение первого согласного звука в словах: мак, дым, кошка, булка (6 лет)
2.3 Определение последнего звука в словах: дом, барабан, труба (6 лет)
2.4 Определение последовательности звуков в слове: мак, суп, рама, каша (6 лет)
2.5 Определение количества звуков в слове: дом, рак, луна, банан ( 6 лет)
3. Понимание связной речи
3.1 Дифференциация предложно-падежных конструкций: в - из, на - с, под - из-под (5 лет)
3.2 Дифференциация форм словообразования: (5 лет)
- уменьшительно-ласкательные существительные: покажи где дом - домик и т.д.
- дифференциация существительных с суффиксом -инк.: покажи, где виноград - виноградинка и т.д.
- дифференциация глаголов с различными приставками: шел, ушел, пришел, отошел, зашел и т.д.
- понимание словосочетаний и простых предложений.
Понимание связной речи ( 6 лет).
4. Исследование лексики (5 - 6 лет).
4.1 Конкретные существительные
4.2 Обобщающие понятия
4.3 Части тела (локоть, колено, пальцы, ноготь)
4.4 Части предметов одежды (воротник, манжета, петля)
4.5 Части автомобиля ( кузов, кабина, руль, мотор, фары)
4.6 Части окна (рама, подоконник, стекло)
4.7 Прилагательные: антонимы (добро-зло, горе.., друг.., хороший.., большой.., широкий) (6 лет)
4.8 Употребление Р.П. мн. числа: много чего?
4.9 Употребление предлогов: в, на, за, перед. около.
4.10 Согласование прилагательных с существительными в ед. числе.
4.11 Согласование числительных с существительными (два, пять: карандаш, ключ, лев, озеро, дверь)
4.12 Образование уменьшительно-ласкательной формы (гриб, лист, одеяло, воробей)
4.13 Называние детенышей животных (заяц, белка, корова, лошадь, собака)
4. 14 Образование относительных прилагательных ( дерево –деревянный) (6 лет)
4. 15 Образование притяжательных прилагательных (сумка мамы – мамина, лапа медведя, нора лисы, хвост зайца, шерсть волка) (6 лет)
4.16 Образование приставочных глаголов (Что делает мальчик?) (6 лет)
4.17 Образование глаголов совершенного вида: рисовал - нарисовал и т.д. (6 лет)
5. Звукопроизношение:
- при правильном речевом воспитании и отсутствии поражений ЦНС и периферических органов артикуляции все звуки речи произносятся правильно. Любое искаженное произношение считается патологией.
6. Связная речь:
- пересказ (5 лет)
- рассказ по серии сюжетных картинок (6 лет)
|