ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ МУЗЫКАЛЬНЫХ УГОЛКОВ В ГРУППАХ ДОУ
Предметно - игровая среда дошкольного учреждения -исключительно важный компонент, способствующий развитию ребенка. Чтобы привить интерес к музыкальной деятельности и постоянно поддерживать его, нужно выделить в групповой комнате специальное место – музыкальный уголок и оборудовать его техническими средствами, музыкальными инструментами, музыкальными игрушками, самодельными музыкальными инструментами из природного материала, музыкально -дидактическими играми, набором картинок с музыкальными инструментами и т.д.
Из технических средства музыкальный уголок должен быть оснащен, прежде всего, музыкальным центром и набором компакт -дисков, содержащих разнообразный материал с учетом требований, предъявляемых к работе с детьми данной возрастной категории по музыкальному развитию. Для того, чтобы яснее представить назначение различных пособий и методику работы с ними, их можно разделить на 4 основные группы.
1 группа – образные пособия: пособия типа «Лото» и всевозможные картинки с изображением музыкальных инструментов (барабана, дудочки, металлофона и т.д.)
2 группа – неозвученные детские музыкальные игрушки и инструменты, которые предназначены для создания игровых ситуаций, при которых дети, фантазируя представляют себя играющими на музыкальных инструментах (макеты домр, балалаек, баянов, неозвученные пианино с нарисованной клавиатурой и т.д.)
3 группа -озвученные музыкальные инструменты, которые подразделяются на 4 типа в зависимости от их звучания:
а) игрушки -инструменты со звуком неопределенной высоты (погремушки, бубны, барабаны, треугольники, колокольчики, бубенчики и т.д.)
б) игрушки – инструменты, издающие только один звук (свистульки, дудочки, рожки, саксофоны и т.д.
в) игрушки – инструменты, с фиксированной мелодией (органчики, шарманки, музыкальные шкатулки и т.д.)
г) игрушки – инструменты с диатоническим и хроматическим звукорядом (металлофоны, ксилофоны, детские пианино, органолы и т.д.)
4 группа – самодельные шумовые музыкальные инструменты из природного материала (по концепции Карла Орфа)
Оформление музыкальных уголков имеет свои особенности для каждой из групп.
Группа (от 1 до 3 лет)
Для музыкального развития детей раннего возраста задача воспитателя состоит в том, чтобы помочь детям понять природу звука. Детям необходимо показать, как вибрирует струна, издавая звук, дать возможность увидеть вибрацию различных веревочек при определенном натяжении, услышать звуки разной высоты, которые издают погремушки, наполненные рисом, фасолью, пуговицами и т.д.
Музыкальные инструменты: дудочка, барабан, треугольник, всевозможные погремушки, металлофон.
Музыкальные игрушки: копии музыкальных инструментов с фиксированной мелодией (домра, балалайка), образная игрушка, нажатием на которую извлекаются звуки нефиксированной высоты (котята в корзине, птичка на подставке), образная игрушка «играющая на музыкальном инструменте», неваляшки, музыкальная юла, образная игрушка со звучащей кнопкой.
Музыкально -дидактические игры: «Кукла шагает и бегает», «Птицы и птенчики», «Скворцы и вороны», «Кто в домике живет», «На каком инструменте играют», «Музыкальный домик» и др.
Группа (от 3 до 5 лет)
В этой возрастной группе вводятся новые ударные инструменты: маракас, трещотка, труба, кастаньеты, румба. Дети знакомятся с музыкальными инструментами, имеющими звукоряд: металлофон, ксилофон, цимбалы, детское пианино, органолы. В музыкальный уголок можно добавить и неозвученное пианино с нарисованной клавиатурой.
Музыкальные игрушки: к названным в группе раннего возраста добавляются уменьшенные копии музыкальных инструментов (кларнет, саксофон, рояль, гармонь), всевозможные свистки (деревянные, пластмассовые, глиняные), образные игрушки, играющие на « музыкальных» инструментах, образная игрушка с кнопкой, нажатием на которую воспроизводятся звуки разной высоты, музыкальный руль и т.д.
Самодельные музыкальные инструменты из природного материала с использованием концепции Карла Орфа:
1. Всякого рода шуршунчики (различная бумага: целлофан, пергамент, газета и т.д)
2. Шелестящие инструменты:
а) скорлупки от фисташек, нанизанные на шерстяную нитку
б) скорлупки грецких орехов, подвешенные гроздьями на обычную палочку или детскую вешалку
3. Шумовые инструменты:
а) скорлупки, желуди, фасоль, насыпанные во всевозможные коробочки типа «киндер – сюрпризов»
б) металлические баночки разных размеров, которые могут образовать семейство барабанов
в) всевозможные браслеты с нанизанными на нитку пуговицами, бубенчиками, скорлупками, которые надеваются на запястья, рогатки с ниткой и нанизанными на нее пробками от газированной воды и т.д.
Музыкально – дидактические игры:
«Музыкальная лесенка», «На чем играют», «Волшебные нитки», «Музыкальный домик», «Музыкальный волчок», «Что делают дети?» и т.д.
Группа (от 5 до 7 лет)
В группе должны быть созданы условия для самовыражения ребенка в различных видах музыкальной деятельности, способствующие развитию его музыкальных и музыкально – творческих способностей.
Музыкальные инструменты:
1. Духовые (губная гармошка, свирель и т.д.)
2. Клавишные инструменты (баяны, аккордеоны, органолы)
3. Ударные инструменты (маракасы, румба, трещотки, кастаньеты, ложки)
4. Инструменты, не имеющие звукоряда: различные дудочки, рожки, пищалки, свистки.
Музыкальные игрушки:
Озвученные музыкальные книжки, музыкальные шкатулки, игрушка, магнитофон, уменьшенные копии музыкальных инструментов: аккордеон, саксофон, флейта, арфа (в добавление к инструментам для группы от 3 до 5 лет)
Самодельные музыкальные инструменты из природного материала с использованием концепции Карла Орфа (указанные выше для группы от 3 до 5 лет)
Музыкально – дидактические игры: «Угадай на чем играю», «Музыкальные загадки», «Музыкальное лото», «Веселая пластинка», а также (указанные выше для группы от 3 до 5 лет), альбомы с попевками и песнями.
|