Наличие материально-технической базы и оснащенность образовательного процесса для воспитанников с особыми образовательными потребностями
(специальное оборудование, программно-методическое обеспечение, дидактические материалы)
Материально-техническая база дошкольного учреждения, обеспечивающая образовательную деятельность воспитанников с ОВЗ, соответствует требуемым нормам и условиям. Лицам с ограниченными возможностями здоровья, детям с инвалидностью обеспечен доступ в здание образовательной организации. Доступность объекта (учреждения) обеспечивается в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами.
Предметно - пространственная развивающая среда в детском саду обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность воспитанников с ОВЗ: экспериментирование с доступными материалами (в том числе с песком и водой); двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения.
Развивающая среда МАДОУ предусматривает условия для физического воспитания и оздоровления, коррекции недостатков зрительных функций, речевого и психического развития, воспитательно-образовательной работы.
Групповые и спальные комнаты оснащены детской мебелью, для игровой деятельности приобретены мебельные гарнитуры, мягкие уголки, оборудованы уголки природы, передвижные ширмы, центры ролевых игр, грамотности, искусства, здоровья, строительно-конструктивных игр. Две групповые комнаты приспособлены для обучения воспитанников с ОВЗ (нарушение зрения): усиленное освещение, специальный игровой и дидактический материал, детская литература. Одна группа комбинированной направленности для воспитанников с уо (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития. Групповые помещения расположены на первом этаже здания.
Специальными необходимыми условиями являются:
• создание психологической службы;
• организация ПП консилиума;
• специальная организация коррекционно-педагогического процесса;
• создание материально-технических условий для проведения коррекционно-развивающей работы: кабинетов специалистов, специально оборудованных зон и помещений; уголков с развивающими играми и пособиями;
• наполнение педагогического процесса современными коррекционно-развивающими методиками, дидактическими пособиями, атрибутами и игрушками.
В МАДОУ для работы с воспитанниками, имеющими ограниченные возможности здоровья, оборудованы кабинеты учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя-дефектолога (тифлопедагога), кабинет лечения зрения.
Вся коррекционно-воспитательная работа в группах компенсирующей и комбинированной направленности осуществляется под руководством учителя-дефектолога в тесной взаимосвязи с другими специалистами ДОУ.
Условия охраны здоровья воспитанников с особыми образовательными потребностями
Приоритетным направлением деятельности детского сада является работа по сохранению и укреплению здоровья всех участников педагогического процесса, как основы здорового образа жизни.
Между МАДОУ «ДС КВ № 16» г. Усинска и Государственным бюджетным учреждением здравоохранения РК «Усинская центральная районная больница» заключено Соглашение о взаимодействии по медицинскому обслуживанию. Медицинский блок включает: медицинский, процедурный кабинеты, изолятор. Блок оборудован согласно требованиям и имеет весь необходимый материал для оказания первой помощи воспитанникам. В группах компенсирующей направленности (для детей с нарушением зрения) налажена система работы по сохранению, укреплению зрения.
Огромное значение уделяется организации индивидуального и дифференцированного подхода к развитию каждого ребенка и через психолого-педагогическое сопровождение образовательно-воспитательного процесса.
Организация лечебно-профилактической работы осуществляется через проведение комплекса мероприятий с целью укрепления иммунитета ребёнка, а также реабилитации детей после перенесённых заболеваний. Направления работы включают мероприятия по профилактике гриппа и простудных заболеваний; общеоздоровительную работу, санитарно-просветительскую работу с коллективом, родителями, детьми. Профилактическая работа планируется и проводится задолго до пика заболеваемости, и основной её целью является именно снижение количества заболеваний в "опасные” периоды, сокращение длительности болезненных состояний и их последующих восстановительных периодов. На этом этапе, в нашем детском саду проводятся комплексы закаливающих мероприятий: хождение по «дорожкам здоровья», хождение босиком, полоскание горла и рта, применение «фитонцидов», максимальное пребывание детей на свежем воздухе.
Условия питания воспитанников с особыми образовательными потребностями
Законодательство под «детским питанием» подразумевает пищевые продукты, отвечающие физиологическим потребностям организма ребенка до 14 лет. А питание для детей раннего возраста — это продукты, предназначенные для детей с рождения до трех лет. Рацион в детском саду составлен с учетом возраста воспитанников и особенностей их физического состояния. Питание в детском саду должно быть полноценным и сбалансированным, то есть, содержать основные пищевые вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, воду.
Детский сад работает по утвержденному 10-ти дневному меню с учетом рекомендуемых среднесуточных норм питания. Рацион питания разнообразен как за счет расширения ассортимента продуктов, так и за счет разнообразия блюд, готовящихся из одного продукта. При разработке меню учитывают возрастные группы: 1,5-3 лет и 3-7 лет. Набор блюд при этом единый, различен объем порций для младших и старших дошкольников. Энергетическая ценность меню рассчитана по установленным нормам: для ребенка младше трех лет составляет 1400 ккал, а старше трех лет – 1800 ккал.
Информационно – технологическое обеспечение образовательного процесса для воспитанников с особыми образовательными потребностями
Для повышения современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности в учреждении активно применяются информационно-коммуникационные технологии. Для полноценного осуществления данной задачи в ДОУ имеется: компьютерное оборудование (18 шт.), интерактивные доски SMART (2), ноутбуки (11 шт.), принтеры (13 шт.), мультимедийное оборудование (7 комплектов), магнитолы (5 шт.), МФУ (5 шт.). МАДОУ имеет выход в Интернет, электронную почту, официальный сайт.
Электронные образовательные ресурсы для воспитанников с особыми образовательными потребностями при участии педагогов
«Дошкольник»- сайт для всей семьи и педагогов