Охрана, сохранение и укрепление здоровья детей –
одна из главных задач МАДОУ «ДС КВ № 16» г. Усинска
По определению всемирной организации здравоохранения, понятие «Здоровье» трактуется, как состояние физического и социального благополучия человека. В настоящих условиях развития общества, в соответствии с приоритетными задачами государства и современными требованиями к организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ, проблема воспитания здорового ребенка является наиболее актуальной и в практике работы нашего учреждения, основной целью которого является совершенствование единой воспитательно - образовательной системы, обеспечивающей охрану, сохранение и укрепление физического психического и социального здоровья воспитанников.
Для реализации данной цели определен ряд задач, основными из которых являются:
1. Сохранение и укрепление здоровья воспитанников, воспитание
потребности в здоровом образе жизни. Для этого в МАДОУ разработана модель двигательного режима, которая успешно реализуется во всех группах и предусматривает использование различных форм работы: проведение занятий по физической культуре и плаванию, организацию досугов и развлечений, профилактических оздоровительных мероприятий. Наряду с этим, в структуру образовательной программы и годового плана работы включены разделы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников, что соответствует требованиям к организации деятельности по здоровьесбережению воспитанников.
2. Обеспечение здоровесберегающего образовательного процесса (использование здоровьесберегающих технологий). В детском саду системе используются здоровьесберегающие технологии (различные виды гимнастик: релаксационная, оздоровительная, после сна, пальчиковая, зрительная, динамические паузы, физкультурные минутки, босохождение, хождение по дорожкам здоровья).
3. Взаимодействие всех специалистов ДОУ по вопросам здоровьесбережения с семьей. Ведется комплексная работа с семьями через консультирование, индивидуальные беседы. Посещая дни открытых дверей, конференции и собрания, родители повышают уровень психолого-педагогической компетенции, целенаправленно обучаются продуктивным способам взаимодействия со своим ребёнком, что обеспечивает эмоциональное благополучие малыша не только в дошкольном учреждении, но и в семье.
Все задачи успешно решаются в системе, которая функционирует в МАДОУ на протяжении ряда лет и содержит несколько основных направлений:
Организация санитарно-эпидемиологического режима, использование различных оздоровительных режимов (адаптационный, реабилитационный, режим по сезонам). Данное направление регламентируется нормативными документами (Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами) и реализуется через организацию режима пребывания ребёнка в дошкольном учреждении. При организации различных видов непосредственно образовательной деятельности ведется работа по соблюдению требований к общей длительности НОД, к распределению нагрузки, к достаточной продолжительности пребывания детей на свежем воздухе и своевременной смене видов деятельности в течение дня.
Организация рационального питания. Работа строится в системе в соответствии с основными компонентами:
санитарно-гигиенический компонент связан с правилами хранения продуктов питания, их приготовлением, выдачей, соблюдением требований к мытью посуды и пищеблока;
нормативный компонент подразумевает выполнение норм питания в соответствии с нормами выхода готовой продукции при приготовлении блюд, нормирование порций и доведение норм питания до детей;
оздоровительный компонент в условиях нашего МАДОУ предусмотрен усиленным режимом питания в виде витаминизации, дополнительного завтрака, состоящего из фруктов и соков;
психологический компонент рассматривается как систематическая работа по созданию комфортных условий для приёма пищи, которые обеспечиваются графиком получения и приёма пищи для разных возрастных групп. Также в группах создается уютная атмосфера, уделяется внимание требованиям к сервировке, организовано дежурство по столовой. Проводятся беседы с воспитанниками, которые носят познавательный характер: педагоги рассказывают о продуктах, из которых приготовлено блюдо, о пользе определённых продуктов для организма, о правилах рационального питания. Ведется систематический контроль по организации питания в группах.
Обеспечение психологической безопасности детей во время пребывания их в МАДОУ. Цель данного направления – не допускать возникновения у дошкольников психоэмоционального напряжения, ситуаций, которые могут вызвать психологический дискомфорт.
Организация лечебно-профилактической работы в МАДОУ осуществляется через проведение комплекса мероприятий с целью укрепления иммунитета ребёнка, а также реабилитации детей после перенесённых заболеваний. Направления работы включают мероприятия по профилактике гриппа и простудных заболеваний; общеоздоровительную работу, санитарно-просветительскую работу. В группах компенсирующей направленности (для детей с нарушением зрения) налажена система работы по сохранению, укреплению и лечению зрения. В условиях МАДОУ в этом плане прослеживается тесная связь воспитателей, тифлопедагога, медицинских работников (врача - офтальмолога, сестры-ортоптистки, педагога-психолога).
Организация физкультурно-оздоровительной работы. Одно из основных направлений МАДОУ – это создание оптимальных условий для целесообразной двигательной активности воспитанников, формирование необходимых двигательных умений и навыков, а также воспитание положительного отношения к физическим упражнениям и собственному здоровью воспитанников через непосредственно образовательную деятельность по физической культуре и плаванию, самостоятельную и совместную двигательную деятельность в зонах двигательной активности, физкультурно-массовые мероприятия, подвижные игры, использование здоровьесберегающих технологий.
Создание предметно-развивающей, материально-технической и экологической среды пребывания ребёнка в ДОУ.
В МАДОУ создана предметно – развивающая среда, оборудованы различные игровые зоны в группах, залах и кабинетах детского сада. Функционирует спортивный зал, в котором обновлено и приобретено все необходимое оборудование для реализации основной общеобразовательной программы в области «Физическая культура». Приобретено необходимое оборудование, спортивный инструментарий. Достаточное количество зон для проведения двигательной активности способствует соблюдению требований к смене видов деятельности, переходу из одной зоны или уголка в другой, а, следовательно, рациональному оздоровительному режиму, в равной мере стабильному и одновременно гибкому, динамичному. Все это позволяет максимально организовать двигательную активность детей.
В центре работы по полноценному физиологическому и психологическому развитию и оздоровлению детей должны находиться и семья, и детский сад как две основные социальные структуры, которые в основном и определяют уровень здоровья ребёнка. Ни одна, даже самая лучшая оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если не создана система «Дети – родители – педагоги».
Ст. воспитатель МАДОУ «ДС КВ № 16»г. Усинска Соколова Н.Б.
. |