Игры со звуками и звучащими инструментами
Одной из самых увлекательных и совершенно необходимых для детей форм первичного познания звукового мира, а через него и основ музыкального искусства, являются игры со звуками и звучащими инструментами. Автором, разработавшим идею игр со звуками как первоначальной формы знакомства детей с миром музыки, является австрийский композитор Вильгельм Келлер, сподвижник и коллега К.Орфа. Удивительный мир звуков окружает нас: шелест листвы, звон сосульки, скрип двери, бой часов. И каждый звук может стать музыкой. Но мы считаем, что музыку могут подарить человеку только фортепиано, скрипка, аккордеон или симфонический оркестр. На самом деле фантазия и воображение могут превратить в музыку обычные бытовые звуки. О чём шепчут звёзды? Какие звуки живут в лесу? Как поёт планета? На эти вопросы легче всего ответят дети. Рождённая фантазией детей музыка проста и чудесна. Из обычной металлической трубочки рождается хрустальный и волшебный звук ледяного царства снежной королевы. Скорлупки от фисташковых орешек расскажут, как шуршат листья в лесу, а простой бумажный листок откроет тайну звуков бумажной сказки. Процесс «омузыкаливания» бытовых шумов превращает деятельность детей в удивительный поиск находок и превращений волшебных звуков. Главная цель педагогического процесса заключается в развитии творческой самостоятельности детей, в желании самовыражения, поиска новых способов звукоизвлечения, создавая «свою музыку». В Келлер говорил: «Дитя хочет спонтанно выражать себя через звук и шум и хочет открывать новые звучания. Это будит фантазию и инициативу». И мы не должны ожидать от детей мелодий, похожих на музыкальные шедевры. У детской музыки, которую дети импровизируют, нет места во взрослом мире. У неё есть главный смысл – прикладной, она помогает детям познавать и исследовать мир, формировать своё к нему отношение средствами музыкально-творческой игры. Игры со звуками и звучащими инструментами – это творчество-исследование, которое служит нескольким важным педагогическим целям:
изучению звуковых свойств различных материалов и предметов из них; детских музыкальных инструментов; голоса;
приобретению разностороннего опыта звуковых ощущений;
исследованию различных способов получения звука и приобретению навыков игры на инструменте;
развитию тембрового и звуковысотного слуха;
развитию потребности самовыражения через звук.
Предлагаю вам подборку игр со звуками и звучащими инструментами:
«Музыка вокруг меня»
• прислушиваться к многообразию звуков окружающих предметов;
• прислушиваться к многообразию звуков окружающего мира.
Родители предлагают ребенку найти звуки в любой комнате своего дома. Ребенок стучит по стульям, по стеклу, в дверь, по полу, по ковру, по батареям, шелестит шторами, искусственными цветами. Если в доме есть пианино, то можно показать, какие звуки живут у господина Пианино: постучать по нижней плоскости клавиатуры при легатной педали, открыть верхнюю панель, поводить ногтем по струнам, прослушать вместе с ребенком сказку про «Эхо», совместно исполнить песню «Комната наша прекрасный инструмент», взять в руки палочки (ветки деревьев зачистить от сучков), встать к своему «инструменту» комнаты и сыграть ритмический рисунок на своём «инструменте».
Комната наша – прекрасный инструмент,
Она умеет звучать в любой момент.
Батареи так звучат: пум-пум, пум-пум,
Наши двери так стучат: тук-тук, тук-тук, (стулья, столы, пол, ковёр, шторы, стёкла и т.д.)
«Поющий листок» или «Газетное рондо» (модель М.Видмер)
• учить детей изобретать звуки, живущие в бумажном листе или газете;
• учить детей слушать и различать звуки бумажного листа;
• учить придумывать ритмический рисунок и передавать его «бумажными» звуками.
Родители показывают ребенку лист бумаги и спрашивают, на что он похож? Ребенок отвечает: на осенний листочек, на крыло, на парус, белье на веревке, на флигель...Можно рассказать историю о том, как лист бумаги умеет петь, говорить, шептать, кричать, ворчать и молчать, показать ребенку листок бумаги и сказать, что в нем живёт звук, предложить послушать эти звуки и найти варианты звуков в листе бумаги или в газете: встряхнуть, свернуть трубочкой, пощёлкать пальцами по листку, разорвать медленно - четвертные ноты, « рвать быстро – восьмые ноты, помять в руке и т.д. тоже будет музыка.
«Звук и я» (модель Э.Виблиц)
• учить детей чувствовать связь между движением тела и звуком музыкального инструмента;
• приобретать опыт звуковых ощущений
• учить детей передавать движением тела энергию звука (длительность).
Взрослые и ребенок с музыкальными инструментами ходят по комнате (трубочки на леске, треугольники, колокольчики, блок-тоны, металлофоны). Каждый участник игры ударяет по инструменту один раз и идёт. Это делают все участники, но не вместе. У каждого участника свой темп исполнения. Каждый играет с разной силой и слышит угасающий звук по-разному. Сначала резкий звук - стремительное движение, затем звук постепенно затихает - движение постепенно успокаивается. Взрослый объясняет ребенку, что звук и он - единое целое, поэтому должна быть связь звука и движения. |