Конфликт – это столкновение интересов.
Если в вашей жизни нет конфликтов, проверьте, есть ли у вас пульс.
Конфликты - норма жизни.
Война - это продолжение политики другими средствами (Бисмарк).
Итак, что такое конфликт?
КОНФЛИКТ – это момент в межличностных отношениях двух субъектов, обладающих индивидуальным внутренним миром, когда между этими личностями возникает противоречие.
Негативные функции конфликта:
• материальные и эмоциональные затраты,
• дух конфронтации, ухудшение отношений,
• снижение производительности труда.
Позитивные функции конфликта:
• не дает окостенеть системе отношений, толкает к развитию,
• стороны лучше узнают друг друга,
• выявляются ранее скрытые достоинства и недостатки,
• стимулирует активность людей, растет чувство ответственности и значимости,
• снимает напряженность, дает выход пару,
• сплочение единомышленников,
• выдвижение и формирование лидеров,
• диагностика и прояснение ситуации.
Для поддержания состояния конфликта нужны энергия, душевные силы, усилия конфликтующих сторон.
Классификация конфликтов по составу участников:
1. Внутриличностные.
2. Межличностные.
3. Групповые.
4. Организационные (внутри организации и между несколькими организациями).
5. Социальные (в т.ч. культурные, политические, религиозные).
Структура конфликта
1. Стороны, участвующие в конфликте:
(конфликтующие стороны - конфликтанты, сочуствующие, провокаторы, примирители, консультанты, невинные жертвы).
2. Зона разногласий (предмет спора, факт, вопрос обсуждения).
3. Представления о ситуации.
4. Мотивы.
5. Действия.
У каждой из сторон свои представления о сложившейся ситуации. Элементы конфликта (стороны, зона разногласий) могут изменяться: увеличиваться, уменьшаться, преобразовываться.
Зона разногласий состоит из объективных и субъективных факторов конфликта.
Объективные факторы - это реально существующие в действительности обстоятельства. Например, социальное неравенство, классовые противоречия, конкуренция на рынке, ограниченность ресурсов, дефицит, утрата и искажение информации. Что касается личности, то объективными факторами в данном случае являются образование, квалификация, интеллектуальное развитие, возможности личности, ее глубинные установки и потребности.
Из-за существования объективных факторов конфликты неизбежны. Главное то, как они будут протекать.
Субъективные факторы - это иллюзорные, кажущиеся обстоятельства, представления сторон.
Развитие конфликта
1. Предконфликтная ситуация (т.е. положение дел накануне конфликта)
2. Инцидент (завязка, последняя капля, первая стычка, искра конфликта)
3. Эскалация (дальнейшие действия / противодействия сторон)
4. Кульминация (вершина эскалации, взрыв)
5. Завершение конфликта
6. Постконфликтная ситуация (горечь, стресс, утрата веры, гордость, самоутверждение, опыт)
Поведение людей в конфликте:
Избегание - человек игнорирует конфликтную ситуацию, делает вид, что ее не существует, «уходит».
Такая стратегия оптимальна, когда ситуация не особенно значима для нас и не стоит того, чтобы тратить свои силы и ресурсы. Иногда лучше «не связываться», так как шансы что-либо улучшить близки к нулю.
Соперничество - удовлетворение только своих интересов, не принимая в расчет интересы другой стороны.
Такая стратегия часто является вполне логичной, например, в спортивных соревнованиях, при поступлении по конкурсу в ВУЗ, при трудоустройстве. Но иногда противостояние приобретает деструктивный характер - «победа любой ценой», применяются нечестные и жестокие приемы.
Приспособление - уступчивость оппоненту, вплоть до полной капитуляции перед его требованиями.
Уступки могут демонстрировать добрую волю, ослабить напряженность в отношениях, даже переломить ситуацию от конфронтации к сотрудничеству. Такая стратегия сберегает ресурсы и сохраняет отношения. Но иногда уступка воспринимается как проявление слабости, что может привести к эскалации конфликта. Мы можем обмануться, ожидая ответных уступок от оппонента.
Компромисс - взаимные уступки сторон.
Идеальный компромисс - удовлетворение интересов каждой из сторон на половину. Но часто какая-то сторона делает большие уступки по сравнению с другой (или ей это только кажется), что может привести в будущем к еще большему обострению отношений. Часто компромисс - это временный выход, так как ни одна из сторон не удовлетворила свои интересы полностью.
Сотрудничество - удовлетворение интересов обеих сторон.
Для сотрудничества необходим переход от отстаивания своих позиций к более глубокому уровню, на котором обнаруживается совместимость и общность интересов. При данной стратегии хорошо разрешается конфликт, сохраняются партнерские отношения во время конфликта и после него. Для сотрудничества необходимы интеллектуальные и эмоциональные усилия сторон, а также время и ресурсы.
Ни одна из стратегий не может быть однозначно «хорошей» или «плохой». Каждая из них может быть оптимальной в конкретной ситуации. |