«Музыка, как средство экологического воспитания ребенка
Консультация для педагогов
Человек и природа... Философы, поэты, художники, музыканты всех времен и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме.
Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей:
Я.А.Каменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувства и воли. К.Д.Ушинский был за то, чтобы " вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.
Дошкольный период является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Процесс формирования экологического сознания у детей дошкольного возраста реализуется с помощью различных средств, в том числе и музыки, но и при необходимости соблюдать интегрированный подход. Он предполагает взаимосвязь музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы. То есть осуществлять экологизацию различных видов деятельности ребенка. Музыка имеет первостепенное значение в развитии способности к эмоциональному восприятию окружающего мира. Недаром величайшие композиторы прошлого и современности в своем творчестве теме природы отводили большое место. Нам известны музыкальные циклы" Времена года" П.И.Чайковского, А.Вивальди. В них авторы с помощью музыкальных средств рисуют яркие, красочные и поэтичные картинки природы.
Тема экологии в повседневной жизни всегда рядом с нами и с детьми в любых видах музыкальной деятельности. С самых ранних лет мы, сами того не замечая, приобщаем детей к вопросу экологии, пробуждаем и воспитываем в них чувство любви к природе.
Слушание музыки обязательно сочетается с танцевальными движениями. В пластике еще и еще раз переживает состояние того или иного образа, эмоциональную окраску которому дает музыка.
Подрастая, дети начинают понимать, что все животные хорошие, добрые, что они живые, их нельзя обижать, к ним надо относится бережно. У детей возникает желание защищать животных и птиц, помогать им. Проявляется любовь к растительному миру. Как остаться равнодушным, когда дети поют о березке, красоте яблоньки, расцветающей весной, о листочках, которые падают с деревьев, отчего становиться грустно, про грибочки ,поясняя заодно про съедобные и несъедобные, про овощи, выращенные на своем огороде и т.д
А какие лица у детей, танцующих с цветами на празднике, зная, что эти цветы не сорваны, а сделаны своими руками.
На музыкальных занятиях и развлечениях мы с детьми часто отправляемся на прогулку в лес, путешествуем по разным временам года. Дети выполняют музыкальные этюды, изображая деревья, цветы и животных, слушают и поют песни о том, как красив наш край, о солнце, о листве - обо всем, что нас окружает. Если мы сравниваем в песне облака с белыми лошадками, то выйдя на улицу, дети смотрят подолгу в небо, конечно же, хотят, чтобы оно было голубым и чистым.
Педагогический смысл праздников и досугов заключается в том, чтобы вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на природное содержание. Эмоции рождают отношения, воздействуют на личность ребенка в целом.
Один из наиболее значимых - праздник, посвященный Дню Земли: он создает масштаб общего видения планеты, ее значения для людей, зарождает любовь к своей Родине и природе, как ее важной части.
Обобщая все вышеизложенное я пришла к мысли о создании проекта " Гармония музыки и природы", уделив теме экологического воспитания детей на музыкальных занятиях особое внимание.
Музыка раскрывает перед детьми яркие образы, затрагивает детские души, оказывает большое влияние на нравственные и эмоциональные чувства. Чем раньше мы станем вводить ребенка в мир музыки, тем успешнее будут решаться задачи экологического воспитания.
Воспитание посредством музыки- это воспитание на чувственном уровне, это возможность достучаться до души и сердца каждого, пока еще маленького человека, который однажды вырастет и в его руках окажется огромная ответственность перед будущим поколением. Чем больше мы будем доносить до наших детей мысль: "Человек- часть Природы", тем дольше сохраниться жизнь на Земле! В музыкальных произведениях заложен огромный воспитательный потенциал. Музыка учит любить, ценить, сострадать. И поэтому экологическое воспитание дошкольников посредством музыки - это более успешное и продуктивное воспитание.
Мы, взрослые и дети, перед природой все в ответе!
Будем беречь природу: землю, лес , поля и воду.
Все хорошее в людях из детства! Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем? Удивиться, узнать ,полюбить?
Я хочу, чтоб земля расцветала, и росли, как цветы, малыши!
Чтоб для них экология стала не наукой, а частью души!
Югай Н. В., муз. руководитель. |