"О пользе игр на пространственную ориентацию"
Уважаемые родители (законные представители) будущих первоклассников! С первых дней обучения в школе Ваши дети могут столкнуться с серьёзными трудностями. Например выяснится, что они с трудом ориентируются на плоскости тетрадного листа: не могут выполнить команду отступить вправо, влево, вверх, вниз; затрудняются определить, что находится справа от …, слева от …, правее, левее. При чтении и письме допускают такие специфические ошибки, как смешение сходных по написанию букв (п – т, и - ш), перестановку букв в слоге, неверное написание элементов букв, зеркальное написание. В математике они испытывают затруднения в освоении числового ряда, допускают ошибки в арифметических действиях. В результате ребята не успевают выполнять письменные задания, им снижают оценки за плохой почерк и неаккуратное ведение тетради. В свою очередь неуспех, сопровождающий детей с первых дней обучения, существенно снижает у них желание учиться, вырабатывает стойкое негативное отношение к школе.
Причиной этих и ряда других трудностей является недостаточный уровень развития пространственного восприятия, внимания, мелкой моторики.
Уважаемые родители! Чтобы реально представить все трудности, с которыми столкнутся ваши дети, попробуйте выполнить следующее задание. Возьмите в руки карандаш и выполните следующее упражнение.
(Начинайте выполнять работу от точки).
2 клетки вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка влево, 1 клетка вниз, 2 клетки вправо, 1 клетка вниз, 2 клетки вправо, 1 клетка вниз, 2 клетки вправо, 1 клетка вниз, 2 клетки вправо, 1 клетка вниз, 2 клетки вправо, 1 клетка вниз, 4 клетки влево, 1 клетка наискосок влево вверх, 1 клетка вниз, 6 клеток влево, 1 клетка наискосок вправо вверх.
А теперь представьте своего будущего первоклассника, которому с первого дня придется сражаться с легионом этих точек, этих маленьких непослушных врагов, отнимающих силы и желание учиться. К противостоянию этим трудностям и надо учить малыша. В этом помогут игры на пространственную ориентацию – в том числе и на листе бумаги.
Этап первый.
Первый этап связан с упражнениями на усвоение и автоматизацию понятий вперед – назад, справа – слева. Начинать их можно с того момента, когда малыш запомнит, где у него находится правая рука.
Игра «Правый глаз». Попросите ребенка показать правую руку, правую ногу, правый глаз, правую коленку и т.д. Можно чередовать просьбы показать что-нибудь «правое» или «левое». Если ребенок легко справляется, можно перейти к просьбам что-нибудь сделать правой или левой рукой. Подмигнуть левым или правым глазом, приподнять правое или левое плечо и т.д. Далее можно попросить правой рукой коснуться левого плеча, левого уха и др. С увеличением количества словесных инструкций повышается сложность игры.
Игра «Обезьянки». Играющий становятся напротив водящего. Он показывает движение, сопровождая его словесным указанием. Иногда водящий показывает движение неверной рукой (ногой, плечом), а игрок должен не сбиться, следуя словесной инструкции.
Игра «На параде». Для этой игры Вам понадобится коллекция мелких игрушек. Роль водящего (генерала) выполняет сначала взрослый. В центре плоскости кладут картонный кружочек – начальную точку отсчета. Генерал командует: «Зайчик, встань передо мной! Лисенок, встань справа от зайчика. Гномик встань перед лисенком. Мишка встань за зайчиком». В конце игры можно отхлопать или протопать столько раз, сколько участников парада выстроилось на столе. Эту игру можно усложнять, меняя положение персонажей по отношению к ребенку.
Этап второй.
Когда ребенок освоит подобные игры, можно перейти к простым графическим диктантам.
Для начала покажите ему, как проводить горизонтальные и вертикальные линии на листе бумаги. Попробуйте сделать это без линейки. Если ребенок знает названия плоскостных геометрических фигур скажите, что квадраты и треугольники будут строиться на листе бумаги, также как это делали зайцы перед генералом. Вместе с ребенком уточните, где находятся верхние углы, а где – нижние, где располагается левый верхний угол, а где – правый нижний угол и т.д.
Теперь диктуйте: «В крайней клеточке левого верхнего угла нарисуй квадрат. Отступи две клеточки вниз и нарисуй окружность». Взрослый рисует на своем листе, чтобы потом была возможность сравнить два диктанта. Когда ребенок освоится с таким видом работы, передайте ему «учительские» функции. Теперь ребенок будет диктовать вам. С какого-то момента, когда вы уверены в ребенке, можно попробовать специально допускать ошибки, которые учителю необходимо потом обнаружить. Но это уже высший пилотаж.
После работы в тетради учите ребенка играть в шашки и морской бой: вот где и ориентирование по клеточкам, и счет, и тактическое мышление.
|