Уважаемые мамы и папы!
Если в речи вашего ребенка имеются перестановки, пропуски или наращивания звуков и слогов, значит структура слов воспроизводится неверно. До 3-х лет такое явление физиологически обусловлено, нормально. Мы часто слышим от малышей, только начавших говорить, примерно такие слова: мацицикл (мотоцикл), мицанель (милиционер), касанавт (космонавт), и оправданно не беспокоимся о состоянии их речи. Однако, если ребенок в возрасте 4-5 лет произносит: касавока (сковородка), пысось (пылесос). Это является сигналом стойкого нарушения слоговой структуры слова и в таком случае малышу требуется помощь специалиста- логопеда.
Предлагаю Вам игры и упражнения для преодоления нарушений слоговой структуры слов.
1. Фонематический и слоговой анализ слов.
Игра «Телеграф»: «передать» слово, отстучав его ритмическую структуру.
Игра с мячом: ударить мячом об пол столько раз, сколько слогов в слове; удары сопровождаются четким произнесением слогов.
Игра "Запомни - запиши" Ребенок записывает цифру, обозначающую кол-во слогов в слове (слово диктует взрослый)
«Разрезные картинки»: разрезать картинки на столько частей, сколько слогов в слове, подписать, назвать каждый слог.
Игра с мячом: дети передают мяч друг другу и одновременно называют слог какого-то слова; получивший мяч ребенок называет следующий слог, и т.д.
Объяснение значений сложных слов.
Исправить ошибку в словах: мотолок, моколо. (возможно использование наглядности.)
«Назвать лишнее слово»: мартышка, бегемот, жираф, крокодил.
«Длинное - короткое слово».
Анализ слов: изменилось ли кол – во слогов в слове с появлением новой буквы? Низ – вниз, шил – сшил.
«Назвать ласково»
Чтение слов, лишенных смысла, с отхлопыванием ритмической структуры.
«Рифмующиеся слова». Рак, бак, танк, банан. Какие слова рифмуются, а какие нет? Сделайте анализ количества слогов.
«Одинаковый слог». Самолет, молоко, прямо, мороженое.
2. Фонематический и слоговой синтез слов.
Дополнить данные слоги одинаковым слогом ША: МА…, КА… .
Разгадать ребусы: КОФ. ЛАС. КОС.
Из кубиков «построить» слово, соединив кубики стрелками. СА ЛЕТ МО
Из двух слов образовать одно: лед, колоть.
Соедини слоги в слово ( слово произносить медленно по слогам.)
«Разрезные картинки». Сложить картинку, которая разрезана на столько частей, сколько слогов в слове.
Образовать слово по аналогии: дом – домик, кот - … .
Изменить по аналогии: дом – дома, лес - … . Изменилось ли количество слогов.
Дополнить слово подходящим слогом: земляни…, смороди… .
Составить слова из слогов.
Из карточек, на которых написаны слоги, составить слова, лишенные
смысла, прочесть.
3. Смешанные упражнения на анализ и синтез.
Поменять слоги местами, составить слово: рады – дары, сосна – насос.
Образовать новое слово из первых слогов двух слов:
чайник + капуста = чайка
малина + машина = мама
Определить пропущенный слог: ко-…-ва; са-…-лет.
4. Фонематические представления.
Разложить картинка под схемы слов:
(дуб) (сосна) (береза)
__ __ __ __ __ __
Придумать родственные слова.
Назвать любое слово, придумать слово на один слог длиннее (короче).
«Цепочка слов».
Закончить слово: ла…, ла…, ма… .
Придумать слова, оканчивающиеся на –ЧОК.
Придумать слова, соответствующие ритмическому рисунку:
а) !; !!; !!!; !!!!;
б) !; !!; !!!; !!!!.
Придумать чистоговорку по образцу: шо-шо-шо – хорошо; ши-ши-ши-
Подобрать рифму к словам.
Придумать слова со звукосочетанием со стечением согласных.
5. Формирование пространственных представлений и оптико – пространственной ориентации.
Игра «Обезьянки».
- копирование движений руки
- копирование движений ноги.
- копирование движений обеих рук.
- копирование движений рук и ног.
Игра «Зарядка для кукол».
Выполнение детьми инструкций. «Подними руку Буратино вверх» и т.д.
Игра «Кто где находится».
- освоение пространства относительно сторон собственного тела.
- освоение пространственных отношений между предметами и телом другого субъекта.
Игра «Впереди - позади».
Игра «Угадай игрушку». Инструкция: Угадай игрушку: она находится впереди куклы.
Игра «Построим мостик».
Инструкция: « Построй зеленый мостик»; «Продолжи как я»:
а) чередование зеленого и красного кубиков;
и т.д.
Игра «Игрушки для зайчика» Лист бумаги с изображением зайчика. Инструкция: «Нарисуйте красный шарик далеко от зайчика» и т.д.
6. Развитие моторных функций.
Игра «Делай как я».
-воспроизведение серий движений руками.
а) руки в стороны, на пояс, в стороны, на пояс….
- воспроизведение серий движений ногами.
Игра «Веселые инструменты».
Задать ритмический рисунок на музыкальном инструменте.
Ребенок воспроизводит услышанное с помощью хлопков.
Игра «Танец листьев».
Воспитатель берет листья, поднимает руки вверх и показывает танец
в заданном темпе.
Ребенок определяет темп, затем воспроизводит «танец листьев».
6.1 Совершенствование статической и динамической координации движений пальцев рук.
Упражнения на развитие переключаемости движений пальцев рук.
Формирование пространственной организации движений пальцев рук.
6.2 Развитие статической и динамической координации пальцев рук и органов артикуляции при выполнении совместных движений.
Упражнение с фишками.
Перед ребенком вертикальной линией (затем горизонтальной) раскладываются цветные фишки.
Воспитатель показывает движение: губы в улыбке, палец касается фишки , положение фиксируется, затем губы принимают исходное положение и т. д. .
Варианты артикуляционных упражнение различны.
|