(методические рекомендации тифлопедагога для родителей)
Уважаемые родители!
У Вашего ребенка врачи обнаружили дефект зрения. Конечно, у вас возникает множество вопросов: «Что делать?», «Как обучать и воспитывать слепого или слабовидящего ребенка?», «Как помочь ребенку адаптироваться в обществе?», «Где получить помощь?» и пр.
Что зависит от родителей?
Мамы и папы детей должны помнить, что от них зависит очень многое. Иногда заподозрить ту или иную патологию органов зрения у ребенка могут сами родители - по внешнему виду малыша: опущение верхнего века (птоз); уменьшение глаза (микрофтальм); увеличение глаза (макрофтальм); косоглазие и пр. Покраснение глаз и век также свидетельствует о неблагополучии.
Настораживать может то, что он пытается очень близко сесть к экрану телевизора или ближе поднести книгу, после непродолжительных зрительных нагрузок начинает капризничать, тереть глаза.
И все же было бы глубочайшим заблуждением со стороны родителей считать, что внимательное отношение к ребенку - гарантия выявления любого заболевания глаз. Есть такие заболевания глаз, при которых внешние изменения родители могут заметить только на поздних стадиях болезни.
Провести обследование ребенка, выявить заболевание глаз на ранней стадии, правильно поставить диагноз и назначить лечение может только врач-офтальмолог.
Первый визит к офтальмологу необходимо сделать в первые месяцы жизни ребенка. Специалисты рекомендуют проводить профилактические осмотры зрения малыша в 1-2 и 10-11 месяцев.
С одного до трёх лет рекомендуется посещение офтальмолога 1 раз в год.
Если со зрением ребёнка всё хорошо, то следующую «контрольную» проверку зрения обычно делают в возрасте 6 лет, перед тем, как ребёнок идёт в школу.
Школьная пора приносит собой не только новые знания, но и высокую нагрузку на глаза ребёнка. Поэтому регулярная проверка зрения в школьные годы просто необходима. Специалисты рекомендуют делать её раз в два года.
Что вы должны знать о нарушении зрения?
Нарушения зрения разделяются на группы по следующим критериям:
- время поражения (врожденные и приобретенные)
- характер протекания (прогрессирующие и не прогрессирующие)
- степень нарушения зрительной функции (слепые и слабовидящие).
Врожденная патология органа зрения может быть вызвана повреждениями или заболеваниями в период внутриутробного развития.
Приобретенные недостатки зрительного анализатора распространены меньше, чем врожденные. К ним могут привести заболевания центральной нервной системы (менингит, менингоэнцефалит), осложнения после общих заболеваний организма (грипп, корь и пр.) и травматические повреждения мозга и глаз.
Кроме того, различают прогрессирующие и не прогрессирующие нарушения зрительного анализатора. Прогрессирующие дефекты отличаются постепенным ухудшением зрительных функций.
В зависимости от степени нарушения зрительной функции выделяют слепых и слабовидящих.
Слепые дети – дети с полным отсутствием зрительных ощущений, либо сохранившимся светоощущением, либо остаточным зрением (максимальной остротой зрения 0,04).
Различают разные степени потери зрения:
- абсолютная (тотальная) слепота, при которой полностью отсутствуют зрительные ощущения (светоощущение и цветоразличие);
- практическая слепота, при которой сохраняется или светоощущение на уровне различения света от темноты, или остаточное зрение, позволяющее сосчитать пальцы рук у лица, различать контуры и силуэты. Большинство слепых детей имеют остаточное зрение.
- слабовидящие дети – дети с остротой зрения на лучше видящем глазу при использовании очков от 0,05 до 0,4.
У слабовидящих детей, в отличие от слепых, зрение остается основным средством восприятия, т.е. другие анализаторы не заменяют зрительных функций, как это происходит у слепых.
^ Вашему ребенку поставлен диагноз. Что делать?
Во-первых, не отчаиваться, не опускать руки.
Во - вторых, получить полное представление о характере заболевания и его последствиях. Ни в коем случае не надо лихорадочно искать знахарей, экстрасенсов.
В- третьих, получив рекомендации о том, как лечить ребенка, надо начинать им следовать.
В- четвертых, если существуют медицинские показания к оформлению инвалидности – нужно оформлять. Для оформления инвалидности вам следует обратиться к лечащему врачу по месту жительства, который, при наличии оснований, направит ребенка на медико-социальную экспертизу. Также за направлением на МСЭ для оформления инвалидности можно обратиться в управление социальной защиты населения по месту жительства (при наличии справки, подтверждающей медицинские показания к оформлению инвалидности).
В- пятых, в ходе оформления инвалидности для вашего ребенка будет разработана индивидуальная программа реабилитации (ИПР). Ваша задача - выполнять рекомендованные ребенку медицинские, психолого-педагогические мероприятия.
В - шестых, необходимо как можно раньше обратиться в психолого-медико-педагогическую консультацию. Именно здесь после обследования ребенка вам порекомендуют дальнейший путь его воспитания и обучения, подходящий именно для вашего ребенка (вид дошкольного и школьного образовательного учреждения).
За работу – с первых недель.
Многие родители слепых и слабовидящих детей, стремясь решить возникшую проблему с помощью медицины, упускают из виду необходимость уделять больше внимания физическому, психическому, музыкальному и интеллектуальному развитию своих малышей.
Природа наградила человека, помимо зрительных, и другими ощущениями: слуховыми, обонятельными, проприоцептивными (исходящими от мышц и сухожилий), осязательными. Это позволяет ребенку в той или иной степени компенсировать дефицит информации об окружающем мире, связанный с отсутствием зрения. Родители обязаны помочь ему, создав адекватную среду, позволяющую развивать органы чувств.
Некоторые особенности воспитания слепых детей в семье.
Как научить слепого ребенка ориентироваться в окружающем пространстве?
Родителей слепого от рождения ребенка волнует вопрос «Сможет ли их малыш научиться передвигаться без посторонней помощи, ориентироваться в окружающем пространстве?».
Под ориентировкой в пространстве понимается способность слепого ребенка определять свое местоположение среди окружающих его предметов и объектов, направление выбранного движения; обнаруживать предмет или объект, к которому он направляется.
Роль родителей слепого ребенка и состоит в том, чтобы выступать с первых месяцев его жизни добрым, ласковым, но настойчивым учителем. Если малышу в первые месяцы не оказывать помощи, он может находиться в одном и том же положении и на одном месте.
Познание слепым ребенком пространства и ориентировка в нем связаны с развитием его двигательного аппарата. Ребенка поэтапно следует обучать следующим навыкам:
1 этап - ребенка учат поднимать голову, манипулировать руками и ногами, переворачиваться с боку на бок, на животик и др.
На этом этапе матери необходимо побуждать ребенка совершать необходимые движения путем соприкосновения с ребенком. Движение мать сопровождает звуковыми сигналами. Например: мать сгибает ноги малыша в коленях, поднимает туловище вместе с ногами. При этом лаской, своим прикосновением к телу ребенка «поощряет» удачно выполненное движение.
2 этап - ребенка учат опираться на руки, т. к. именно это умение позволить ему обучится поднимать голову, шею, выпрямлять спину; сидеть, ползать.
Когда ребенок начнет ползать, он будет постоянно наталкиваться на острые углы мебели, ушибаться. Помните, что удары и падения препятствуют развитию двигательной активности малыша, провоцируют развитие страха пространства.
3 этап — ребенка учат передвигаться ножками (вставать на ножки, удерживать тело в вертикальном положении, делать первые шаги).
Некоторым детям легче делать первые шаги, если они идут боком, держась за мебель. Можно через комнату натянуть веревку на уровне пояса малыша. Он, держась за веревку, будет свободно передвигаться из одного угла комнаты в противоположный.
Ребенок делает первые шаги в знакомом помещении - комнате. Но и на улице он должен различать ножками песчаную дорожку, траву и т. д. Этому его надо учить.
На этом этапе развития двигательного аппарата ребенка возникает, а затем и закрепляется навык ходьбы с вытянутыми руками, которые предохраняют от ушибов. Для преодоления страха пространства поддерживайте с ребенком постоянный речевой контакт. Говорите своему ребенку, когда он передвигается в знакомом и незнакомом пространстве, где он находится. Например, скажите ему, что он находится в спальне или общей комнате, перед кроватью или диваном. Обязательно обучайте ребенка пониманию пространственных предлогов (перед тобой, за спиной и пр.).
У большинства детей дошкольного возраста имеется остаточное зрение, которое позволяет не только различать направление источника света, но и цвет и форму близко расположенных предметов. Остаточное зрение необходимо активно использовать в пространственной ориентировке.
Обычно слепые дети с остаточным зрением любят рассматривать человеческие лица. Контакты «лицом к лицу, глаза в глаза» стимулируют «осмотрение» ребенка. Очень привлекательны для ребенка светящиеся украшения на стене, потолке;силуэты знакомых предметов, наклеенные на окна.
Ваш малыш научился ходить, вы гуляете, совершаете поездки. Сопровождая незрячего ребёнка во время прогулки, продолжайте формировать у ребенка навыки пространственной ориентировки. Вот несколько советов:
Никогда не спешите, когда идёте с незрячим ребёнком. По ходу движения всегда объясняйте ему любое заинтересовавшее его событие.
При посещении одного и того же места- детской площадки, поликлиники, магазина и т.п.-пользуйтесь одним и тем же маршрутом.
При прохождении по маршруту используйте прямолинейные отрезки пути, повороты, как правило, выполняйте под прямыми углами. Никогда не пользуйтесь «коротким путём» (различными тропинками). Объясняйте ребёнку, мимо чего вы проходите. Ребёнок должен иметь возможность потрогать, ощупать, обойти, обнюхать интересующий его предмет.
При движении по маршруту старайтесь фиксировать в памяти ребёнка положение любого предмета, вызвавшего у него те или иные ощущения: осязательные, слуховые, обонятельные, вестибулярные.
Называя разные направления в пространстве и расположение предметов в нем, употребляйте слова и определения как можно более конкретные. Когда определяете размеры, исходите из размеров собственного тела ребенка. Например, это такого же размера, как твоя рука или в длину твоей руки от кисти до плеча и т.п.
Что можно прочитать по данной теме?
Очень много полезной информации по воспитанию слепых детей можно найти в книге: Солнцева Л. И., Хорош С. М. Советы родителям по воспитанию слепых детей раннего возраста. ─ М.: ВОС. 1983. ─ 2-е изд., 1988.
С электронным вариантом книги можно ознакомиться на сайте:http://www.pedlib.ru/Books/2/0300/2_0300-1.shtml
Некоторые особенности воспитания слабовидящих детей в семье.
Что вам нужно знать о нарушениях функций зрения?
С помощью зрения мы узнаем о форме, величине, цвете предметов, их пространственном расположении и степени удаленности. Функциями зрения являются: острота зрения, цветоразличие, поле зрения, характер зрения, глазодвигательные функции.
Нарушение функции остроты зрения снижает точность, полноту и скорость восприятия, что замедляет и затрудняет узнавание предметов и изображений.
Нарушение функции цветоразличия приводит к невозможности различия одного из 3 цветов (красного, синего, зеленого) или смешения зеленого и красного цветов.
Нарушение функции поля зрения затрудняет целостность, одновременность, динамичность восприятия, что приводит к трудностям в пространственной ориентировке.
Нарушение бинокулярного характера зрения снижает способность видеть одновременно двумя глазами и воспринимать объект как единое целое, искажает пространственное стереоскопическое восприятие окружающего.
Нарушение глазодвигательных функций, характеризующееся отклонением одного из глаз от общей точки фиксации, приводит к косоглазию. Наличие косоглазия ведет к снижению скорости, правильной оценки пространственных отношений.
Сказывается ли нарушение функции зрения на общем развитии ребенка?
Недостатки зрительного восприятия отрицательно влияют на развитие психических функций.
При слабовидении образуются недостаточно четкие, нестойкие, а иногда и неправильные представления воспринятых предметов. Дети затрудняются в установлении причинно- следственных связей, у них снижается уровень эмоционального восприятия окружающего.
Для слабовидящих детей характерен низкий уровень умения целостно, детально, последовательно воспринимать содержание картины, композиции, включающей большое количество персонажей, деталей.
У таких детей возникают трудности в овладении эталоном «цвета», «форма», « пространство».
При формировании пространственных представлений детям трудно оценивать пространственное расположение объектов, оценивать расстояние между предметами.
Как воспитывать слабовидящего ребенка в семье?
Правильное воспитание слабовидящего дошкольника в семье имеет большое значение для его общего развития. Ребенка не следует, с одной стороны, чрезмерно опекать, лишать инициативы, самостоятельности. С другой - нельзя уделять ему мало внимания и заботы.
При понижении зрения у ребенка в первую очередь страдают представления о предметах и явлениях окружающего мира. У детей трудно формируются зрительные образы, поэтому их зрительным восприятием нужно руководить. Помогите ребенку обследовать предметы — выделять составные части, цвет, форму, величину, пространственное расположение. Активно используйте не только зрение, но и слух, обоняние, осязание, вкус. Полученные впечатления необходимо обозначать точными словами. Слабовидящих детей надо учить действиям с предметами.
Для уточнения и закрепления представлений очень полезно загадывать детям загадки. Попросите ребенка объяснить, как он нашел отгадку, какие слова помогли ему догадаться.
Все дети любят рисовать, лепить, конструировать. В этом проявляется их стремление к самовыражению, к воспроизведению полученных впечатлений.
Для рисования ребенку нужна белая бумага (не глянцевая), простые и цветные карандаши и фломастеры (желательно по цвету более контрастные относительно бумаги: красные, синие, зеленые, коричневые, черные). Формат бумаги должен быть немного меньше альбомного листа.
Особого подхода требует подбор игрушек. Они по форме, величине и другим признакам должны соответствовать реальным пропорциям.
Иллюстрации книжек, которые вы покупаете детям, должны быть яркими, четкими, без лишних деталей.
Рассматривая с ребенком иллюстрации, обращайте его внимание на характерные особенности предметов, их пространственное расположение, на изображение мимики, позы, действий живых существ. Подводите детей к установлению логических связей, к осмыслению. Включайте в процесс рассматривания речь, помогайте детям словесно оформить, то что они увидели. Не торопите ребенка, ему требуется времени в 2-3 раза больше, чем детям с нормальным зрением.
При чтении текста убедитесь в понимании ребенком трудных слов и выражений, побеседуйте с ним о содержании прочитанного.
Помните!
- Место для игры должно быть хорошо освещено.
- Не допускайте переутомления зрения. Простейшим способом отдыха глаз является их закрытие на какой-то период времени. Еще лучше глаза отдохнут, если их дополнительно прикрыть ладонями, чтобы полностью исключить свет.
- Научите ребенка бережно обращаться с очками и правильно ими пользоваться.
- Помогайте детям преодолевать свойственную для слабовидящих неуверенность, учите их в деле проявлять настойчивость и старательность.
С какой целью создаются специальные образовательные учреждения, занимающиеся воспитанием и обучением детей с нарушением зрения? Врач - офтальмолог рекомендовал Вам воспитание в специальном детском саду или школе для детей с нарушением зрения. Некоторые родители зачастую пугаются самого слова «специальная».
Давайте поговорим о том, что представляет собой специальный детский сад, школа или школа-интернат для детей с нарушениями зрения. Чем они отличаются от обычных детских садов и школ?
Во-первых, это учреждение, где работают педагоги со специальным дефектологическим образованием и квалификацией тифлопедагогов. Они знают психологию слабовидящих и слепых детей. Они владеют специальными методиками воспитания и обучения детей с патологией зрения, в том числе, владеют шрифтом Брайля. Это значит, что в специальных учреждениях работают специалисты, которые могут квалифицированно обучить вашего ребенка при помощи особых методов и приемов всему тому, чему учат зрячих детей в обычных детских садах и массовых школах.
Во-вторых, эти учреждение оборудованы особыми пособиями, приборами, приспособлениями, книгами (корригирующие тифлотехнические средства), особое внимание уделяется рациональному построению учебных занятий ограничению зрительных нагрузок. Все это помогает слепым детям и детям с ослабленным зрением овладеть знаниями по программе детского сада, школы, а также многими полезными умениями и навыками.
В-третьих, в этих учреждениях организуются специальные коррекционных занятий, направленные на преодоление отклонений в психофизическом развитии и социальной адаптации и реабилитации слепых и слабовидящих детей.
В- четвертых, в этих учреждениях вашего ребенка будут не только воспитывать, обучать, но и лечить. В штат специальных детских садах, школ обязательно включают различных специалистов медицинского профиля (офтальмологи и педиатры, реабилитологи и пр.).
В- пятых, группы в детских садах и классы в школах не такие большие, как в массовых. В классах 12-15 детей. В детских садах наполняемость групп составляет: для слепых детей- 6 человек; для слабовидящих детей, для детей с амблиопией, косоглазием – 10 - 12 детей. Это, безусловно, дает возможность воспитателю, учителю уделить больше внимания каждому ребенку.
|