«Роль воспитателя на музыкальных занятиях и утренниках в ДОУ»
Музыкальные занятия – это основная организационная форма по осуществлению задач музыкального воспитания и развития детей.
Ведущая роль на музыкальных занятиях принадлежит музыкальному руководителю, но ни в коей мере не снижает активности воспитателя. Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в ДОУ- следовательно, он не может оставаться в стороне и от музыкально- педагогического процесса.
Активность воспитателя зависит от трех факторов:
1.От возраста детей: чем меньше дети, тем больше воспитатель поет, пляшет и слушает наравне с детьми.
2.От раздела музыкального воспитания: самая большая активность проявляется в процессе разучивания движений, несколько меньше в пении, самая низкая при слушании.
3.От программного материала: в зависимости новый или старый материал.
Без активной помощи воспитателя продуктивность музыкальных занятий оказывается гораздо ниже возможной. С музыкальным руководителем дети встречаются на музыкальных занятиях и по мере надобности в индивидуальном порядке. Если полученная информация от музыкального руководителя не подкрепляется в группе или дома, то она быстро забывается, в силу возрастных особенностей детей и плохо усваивается. Поэтому очень важно, чтобы от одного занятия до другого с детьми в группе периодически повторялся музыкальный материал, полученный в музыкальном зале. Это и движения и пение и даже игра на музыкальных инструментах.
Воспитатель должен осуществлять музыкальное воспитание, используя все формы работы: пение, слушание, музыкально - ритмические движения, игра на музыкальных инструментах. Навыки для такой работы воспитатель получает во время специальной подготовки в учебных заведениях и посредством общения с музыкальным руководителем на различных консультациях, семинарах и практикумах. Отговорки воспитателей от участия в музыкальных занятиях со ссылкой на неумение двигаться или неразвитый слух совершенно неубедительны. Если у воспитателя слабые слуховые представления, недостаточно чистая интонация, или нечеткая координация движений, он может, зная программный материал и репертуар, постоянно привлекать к исполнению песен или танцев хорошо поющих или двигающихся детей, а самому лишь подпевать или давать указания в закреплении движений.
ВОСПИТАТЕЛЬ ОБЯЗАН:
• Развивать самостоятельность, инициативу детей в исполнении знакомых песен, хороводов, плясок в различных условиях ( на прогулке, утренней гимнастике, занятиях), содействовать тому, чтобы дети выражали свои музыкальные впечатления в творческих играх.
• Развивать музыкальный слух, чувство ритма детей в процессе проведения музыкально – дидактических игр.
• Углублять музыкальные впечатления детей путем слушания музыки в аудиозаписи
• Знать все программные требования по музыкальному воспитанию, весь репертуар своей группы и быть активным помощником музыкального руководителя на музыкальных занятиях.
• Принимать активное участие в подготовке и проведении праздников, развлечений, музыкальных досугов, кукольных спектаклей.
• Оказывать помощь в изготовлении атрибутов, оформлении музыкального зала для праздников и развлечений.
• Быть артистичным, изобретательным, эмоционально мобильным.
Важной формой музыкально - эстетического воспитания детей является праздничный утренник, который включает в себя практически все виды творческой деятельности детей и педагогического коллектива. Утренник является частью всей воспитательной работы, проводимой в детском саду. Поэтому подготовку к празднику, его проведение и закрепление полученных детьми впечатлений можно рассматривать как звенья единого педагогического процесса.
Деятельность воспитателя на утренниках очень разнообразна. Его эмоциональность, живость, умение непосредственно общаться с детьми, выразительное исполнение стихотворных текстов, во многом определяют общий настрой и темп ведения праздника. Ведущий не только должен знать сценарий, но и уметь быстро реагировать на неожиданные случайные изменения.
Мне хотелось бы видеть заинтересованность воспитателей в процессе музыкального занятия или утренника. Когда ребенок видит, что воспитатель с интересом выполняет все задания, то сам включается в процесс с еще большим вдохновением, так как воспитатель для него абсолютный авторитет, и чтобы не происходило на занятии или празднике, ребенок будет постоянно ориентироваться на воспитателя.
|