Специфика педагогической поддержки детей с ОВЗ в ДОУ.
Музыка и музыкальное воспитание оказывают большую помощь в коррекционной работе. При грамотном подходе к решению как коррекционных, так и педагогических задач дети с ограниченными возможностями здоровья преображаются. Под влиянием музыки, музыкальных упражнений и игр при условии использования правильно подобранных приемов положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь. На музыкальных занятиях дети с нарушением зрения приобщаются к разным видам музыкальной деятельности, через которые развивается потребность в самостоятельных и творческих действиях, восприятие музыки, звуковысотный слух, чувство ритма и пространственные представления.
К коррекционным задачам музыкального воспитания для детей с ОВЗ относятся следующие задачи:
1) Оздоровление психики: воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера. Помочь каждому ребенку почувствовать свой успех, самореализоваться в каком-либо виде музыкальной деятельности, развиваться более гармонично.
2) Нормализации психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления, регуляции процессов возбуждения и торможения. Контакты с музыкой способствуют развитию внимания, обеспечивают тренировку органов слуха. Большое внимание следует уделить развитию слухового внимания и памяти. Первый помощник в этом - хорошо развитое музыкальное восприятие.
3) Укрепление, тренировка двигательного аппарата: развитие равновесия ,свободы движений, снятие излишнего мышечного напряжения, улучшение ориентировки в пространстве, координации движений; развитие дыхания; воспитание правильной осанки и походки; формирование двигательных навыков и умений; развитие ловкости, силы, выносливости.
4) Исправление ряда речевых недостатков: невнятного произношения, скороговорки, проглатывания окончания слов ,а также регулярное проведение зрительной гимнастики.
Для успешного осуществления этих задач и оказания педагогической поддержки детей с ОВЗ необходимо выполнение ряда условий:
1. Знание психофизических, зрительных и речевых особенностей детей, учет этих особенностей, состава группы и ее профиля при планировании работы.
2. Знание "Программы воспитания и обучения в детском саду" как основного документа, в котором в частности изложен объем навыков по всем видам музыкальной деятельности для каждой возрастной группы.
3. Совершенствование взаимосвязи музыкального руководителя с воспитателями и специалистами коррекционных групп дошкольного учреждения.
4. Укрепление здоровья детей, их психоэмоционального и физического состояния.
5. Требовательность к себе , которая предполагает выдержку в работе с детьми и взрослыми, творческий подход при выборе материала ,методических приемов, внимание к своему поведению, своей речи.
6. Соблюдение дидактических принципов обучения: систематичность, последовательность, повторность, сознательность и активность ,наглядность, доступность и постепенное повышение требований.
Главный же принцип, которым следует руководствоваться педагогу, - внимание к каждому ребенку, учет его возрастных, речевых, зрительных , индивидуальных особенностей и потребностей.
В дошкольном учреждении, где находятся дети с ОВЗ помимо основных форм музыкальной деятельности (музыкальные занятия ,праздники, развлечения, музыка в повседневной жизни, самостоятельная музыкальная деятельность) могут быть использованы и такие формы как
. логоритмика
. психогимнастика
. кинезитерапия
Эти специальные методики направлены на коррекцию психических процессов и свойств личности, коррекцию зрения, исправление ряда речевых недостатков, но все они связаны с разными видами музыкальной деятельности детей: слушанием, пением, игрой на музыкальных инструментах, ритмическими движениями.
Одной из важных форм развития инициативности воспитанников является самостоятельная музыкальная деятельность. Она помогает ребенку" раскрыться": по-своему выразить то, с чем он познакомился на музыкальном занятии и вне детского сада, проявить свою инициативу, самостоятельность, развить волевые черты характера, творческие способности, воображение. Упражнения в пении, движении по инициативе детей становятся как бы продолжением музыкального занятия, которое помогает в работе над формированием певческих и двигательных навыков, работе по развитию творческих способностей детей.
В самостоятельную музыкальную деятельность детей входит:
. Упражнения в пении, танцах, хороводах (дети сами организуют их, поют, танцуют, учат друг друга, проводят соревнования)
. Музыкально-дидактические игры (проводятся по инициативе детей)
. Игра на детских музыкальных инструментах.
. "Музыкальные занятия", организованные детьми (дома и в детском саду).
. Игры с пением, игры - потешки, игры со словом, проводимые по инициативе детей на прогулке и в группе.
. Концерты организованные детьми.
Воспитателю и музыкальному руководителю важно заметить инициативу детей, поддержать ее, поощрить, нацелить и других детей на использование песен, танцев, игр в самостоятельной музыкальной деятельности.
Музыкальный руководитель Югай Н.В |