Развивающее обучение. Что подразумевается под этим? Прежде всего, тот факт, что современный образовательный процесс невозможен без педагогических технологий, направленных на развитие личности каждого ребенка, его творческого потенциала, способностей, интересов.
В этом плане невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения.
Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. Психолог и философ, С.Л. Рубинштейн, в труде «К психологии речи» писал: «Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому, что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий; его лицо, он сам». Выразительность он рассматривал как качественную характеристику речи, которая тесно связана с проявлением индивидуальности человека. Соответственно, использование детьми разнообразных средств выразительности речи — важнейшее условие своевременного интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития.
Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей, к интонационной речевой у детей средней группы, а, в дальнейшем, к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет констатировать, что понятие «выразительность речи» имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства.
Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучить еще в раннем детстве, поскольку нередко бывает, что люди с богатым духовным содержанием, с выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными, избегают публичных выступлений, теряются в присутствии незнакомых лиц.
Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с самого раннего возраста к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь может оказать театрализованная деятельность в детском саду.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний, незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики, ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй. Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это - конкретный, зримый результат. Но не менее важно, что в процессе театрализованной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, ребенок сочувствует персонажам, сопереживает разыгрываемым событиям. Таким образом, театрализованная деятельность — важнейшее средство развития у детей эмпатии, т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место», — утверждал психолог и педагог, академик Б.М. Теплов.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания. Известный композитор Д.Б. Кабалевский в книге «Воспитание ума и сердца» так писал о значении искусства для детей: «Оставляя неизгладимое впечатление на всю жизнь, оно уже в эти ранние годы дает нам уроки не только красоты, но и уроки морали и нравственности. И чем богаче и содержательнее эти уроки, тем легче и успешнее идет развитие духовного мира детей. Качество и количество этих уроков, в первую очередь, зависят от родителей и от воспитателей детских садов. Как правило, маленькие дети активно относятся к тому, что вызывает их интерес».
Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно, от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка. Поэтому, не случайно в нашем детском саду отводится большое значение созданию условий для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности, основными задачами которой являются:
-поощрение исполнительского творчества, развитие способности свободно и раскрепощенно держаться при выступлении, побуждение к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации и т.д.);
-приобщение детей к театральной культуре (знакомство с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров);
-создание условий для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.
- реализация долгосрочного проекта «Театр и дети», а также тематических проектов с организацией и подготовкой театрализованных представлений с участием воспитанников, педагогов и родителей.
Такая работа способствует реализации новых форм общения с детьми, индивидуальному подходу к каждому ребенку, нетрадиционным путям взаимодействия с семьей и т.д., а, в конечном итоге, целостности педагогического процесса и форм его реализации, выступающих, как единая продуманная система организации совместной жизни детей и взрослых.
Организация театрализованной деятельности способствует самореализации каждого ребенка и взаимообогащению всех, так как взрослые и дети выступают здесь как равноправные партнеры взаимодействия. Именно в общем спектакле или концерте ребенок естественно и непринужденно усваивает богатейший опыт взрослых, перенимая образцы поведения. Кроме того, в такой совместной деятельности воспитатели лучше узнают детей, особенности их характера, темперамента, мечты и желания. Создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького человека, забота о нем, доверительные отношения между взрослыми и детьми.
Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Причем предметно-пространственная среда не только должна обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования.
Развитие любознательности и исследовательского интереса основано на создании спектра возможностей ДЛЯ моделирования, поиска и экспериментирования с различными материалами при подготовке атрибутов, декораций и костюмов к спектаклям. Для этого в каждой группе оборудована зона театрализованной деятельности, в которой имеется разнообразная атрибутика (маски, костюмы, различные виды театра, природный и бросовый материал, ткани для ряженья).
В «Школе развития» В.А. Сухомлинского была оборудована специальная комната сказок, где дети чувствовали себя в мире волшебных образов. Талантливый педагог придавал большое значение эстетическому характеру обстановки, в которой дети слушали и разыгрывали сказку. Он писал в книге «Сердце отдаю детям»: «Каждая картина, каждый наглядный образ обостряли восприимчивость к художественному слову, глубже раскрывали идею сказки. Даже освещение в комнате сказок играло очень большую роль».
Раскрытию творческих способностей детей в нашем учреждении способствуют специальные помещения (театрализованные зоны в группах, музыкальный зал, кабинет развития речи), где проводятся театрализованные занятия, разнообразные праздники, развлечения, викторины.
Развитие театрализованной деятельности в детском саду и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей — длительная работа, которая требует участия родителей. Для активизации их интереса проводятся тематические мероприятия, в которых родители и дети являются равноправными участниками, активно участвуют в развлечениях с театральными постановками в качестве исполнителей ролей, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т.д. Такое взаимодействие способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.
Подготовил старший воспитатель Н.Б. Соколова
Литература: М. Д. Маханева «Театрализованные занятия в детском саду» |