Требования к образовательной деятельности в группах для детей с нарушением зрения
В связи с особенностями в развитии зрительного восприятия детей с нарушением зрения к общеразвивающим занятиям предъявляются дополнительные требования, которые учитывают необходимость одновременного обучения детей и коррекции их нарушенного зрительного восприятия и вторичных отклонений в развитии.
1. Достаточная освещенность группы и учебной зоны (с использованием дополнительного освещения над доской и столах)
2. Предварительная посадка детей (по отношению к свету и с учетом состояния их зрения и вида косоглазия):
Детей следует сажать так, чтобы свет падал слева;
От места демонстрации наглядности детей размещают в соответствии с остротой зрения и видами косоглазия 0,01 до 0,05 - на расстоянии не далее 1 метра 0,06 до 0,08 - на расстоянии не далее 1,5 метра 0,08 до 0,1
– на расстоянии не далее 2 метров 0,4 - 1,0 - на расстоянии не далее 5 метров
Детей с расходящимся косоглазием даже при высокой остроге зрения следует посадить как можно ближе, так как рассматривание предметов и изображений на близком расстоянии способствует сведению зрительных осей и устранению расходящегося косоглазия.
Детей с косоглазием следует сажать так, чтобы рабочий глаз ребенка видел рассматриваемый предмет.
Избегать стабильного места ребенка за столом.
Иллюстративный материал детям со сходящимся косоглазием следует поместить на подставку, с расходящимся косоглазием положить на стол. Пособия размещаются перед рабочим глазом ребенка. Применяемая в лечении косоглазия окклюзия, создаѐт дополнительна.: трудности для зрительного восприятия. Детей, у которых закрыт окклюзией левый глаз, следует посадить так, чтобы демонстрируемый материал был справа от него. Детей, у которых закрыт окклюзией правый глаз, поместить так, чтобы материал был слева.
Нельзя применять «дырчатые очки», так как мышцы находятся в постоянном напряжении.
3. Демонстрационный и раздаточный материал подбирается с учетом зрительных возможностей каждого ребенка, с учѐтом зрительных нагрузок и общих педагогических задач.
4. Все общеразвивающие упражнения строятся так, чтобы зрительный анализатор не перегружался, а его функция сочеталась : работой слух того, осязательного и двигательного анализаторов
5. На занятиях, при длительной работе зрительного анализатора, необходимо через каждые 5 -7 минут делать паузу, используя еѐ для проведения гимнастики, снимающей утомления глаз.
6. Занятия должны строится так, чтобы они не только дали детям возможность усвоения ими различных умений и навыков, но и способствовали восстановлению у них нарушенных зрительных функций.
Требования к использованию наглядности.
1. Использовать натуральные предметы, окружающие ребенка в повседневной жизни ребенка (по возможности объемные).
2. Игрушки подбираются не стилизованные (с определенной формой, трудноузнаваемые), но с четко выраженными характерными признаками, цвет, форма, строение, основные детали.
3. Используемые на занятиях изображения должны быть простыми, без лишних деталей, с чѐткими контурами, контрастными по отношению к фону, карточки с кантом (чем хуже зрение, тем шире кант)
4. При подборе раздаточного материала для детей с косоглазием и амблиопией следует ориентироваться на зрительные нагрузки, разработанные кандидатом медицинских наук Л.А. Григоряном. Они дают возможность дифференцировать детей по возрасту, остроте зрения, характеру зрения и виду косоглазия.
5. В качестве демонстрационного и раздаточного материала необходимо использовать плоскостные и объемные предметы крупного размера 15-20 см.; сравнивать картинку с ее контурным, точечным, зашумленным изображением. Использовать лабиринты для развития прослеживающей функции.
6. При рассматривании картинки ребенок должен смотреть на неѐ столько, сколько ему надо, чтобы рассмотреть, так как скорость протекания психических процессов у детей замедленная. (Земцова проводила эксперимент. Дети рассматривали жука на картине. 33% узнали сразу же, с той же скоростью, что и с нормальным зрением, а 67% в 100 раз медленнее).
7. При рассказывании художественного произведения, сказки, по возможности, использовать наглядный образ и тесно его увязывать со словарем.
8. Размер, цвет, форма предмета подбирается в зависимости от нагрузок.
Цветовые гаммы (сигналы) в группе.
1. Стол должен иметь яркую полоску у края.
2. Дверь: вокруг ручки окрасить яркое пятно, чтобы ребенок его видел. Самые лучшие цвета оливковый, оранжевый, слоновая кость.
3. Стены в один цвет, дверь в другой.
4. Края каждой ступень выделяются яркой полоской.
⇒ |