«Влияние загадок на развитие речи детей с ОВЗ»
Загадка - это особый, интересный, весёлый мир. При всей сложности загадок, отгадывание их - это игра, рассчитанная на веселье, шуточное настроение, радостное предвкушение правильного ответа.
Взрослые, загадывая детям загадки, часто не задумываются над тем, сможет ли ребёнок с ограниченными возможностями здоровья, их отгадать, не анализируют ход его мыслей при отгадывании, торопят, забывая о том, что главное не в быстром темпе отгадывания, а в том, чтобы был найден правильный ответ на вопрос предложенной загадки. А у ребёнка могут возникнуть проблемы: они не умеют строить предложения, а если строят, то не знают, как их соединить, бедный словарный запас, не умеют правильно поставить вопрос, дать развёрнутый ответ, построить диалог, испытывают трудности в понимании и интерпретации текста загадок, что, конечно, влияет на правильность отгадывания. Условиями, обеспечивающими правильное понимание и правильное отгадывание загадок, являются: продумывание родителями способа использования загадок, характер и манера их преподнесения; уровень развития речи; учет возрастных особенностей и возможностей ребенка с ОВЗ. Поэтому я предлагаю использовать прямые загадки, в которых описываются животные и явления природы. Загадки могут быть как разговорные, так и стихотворной формы.
Загадки на тему «Животные»
Кто в берлогу спать ложится —
Волк, медведь или лисица? (Медведь.)
Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней. (Лиса.)
Кто колючий, словно елка,
Носит на спине иголки? (Еж.)
Люблю я под дубами
Кормиться желудями,
Хоть я родственник свиней,
Я выносливей, сильней.
Смелость, ловкость мне дана
Узнаёте ... (кабана)?
Есть у нас такой обычай:
Ходим стаей за добычей,
Прячемся у темной елки.
Кто мы — лисы или волки? (Волки.)
У меня есть дупло,
В нем и сухо и тепло.
Укрываюсь я хвостом,
Сплю в дупле я сладким сном. (Белка.)
У меня есть пятачок,
Вместо хвостика — крючок,
В луже я лежать люблю,
И похрюкивать: хрю-хрю! (Свинья.)
Я маленькая, белая,
Пугливая, несмелая.
Шерсть даю своей хозяйке
На шарфы и на фуфайки. (Овца.)
Желтые комочки
Бегают за квочкой.
Квохчет курица: «Ко-ко —
Не отходите далеко!» (Цыплята.)
Алая бородка,
Алый гребешок,
Важная походка.
Кто я? (Петушок.)
Кто в курятнике живет,
Яйца свежие несет? (Курица.)
Я — пушистый игрунок,
Если бросишь мне клубок, _
Я с ним поиграю —
Нитки размотаю. (Котенок.)
Я забавный, неуклюжий,
Прямо в нос тебя лизнул,
Напустил в прихожей лужу
И на коврике уснул. (Щенок.)
Бородатый и рогатый,
Заберется в огород.
Съест капусту и томаты,
И горошек, и укроп. (Козел.)
И сметану, и кефир,
Молоко, и вкусный сыр,
Чтобы были мы здоровы,
Даст нам пестрая ... (корова).
Загадки про природные явления
Плывёт куда-то.
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе. (Облако)
На минуту в землю врос
Разноцветный чудо-мост.
Чудо-мастер смастерил
Мост высокий без перил. (Радуга)
Скачут по дорожке
Белые горошки. (Град)
Молоко над речкой плыло —
Ничего не видно было.
Растворилось молоко —
Стало видно далеко. (Туман)
Седой дедушка у ворот
Всем глаза заволок. (Туман)
Сперва — блеск,
За блеском — треск,
За треском — плеск. (Гроза)
Подготовила Краснова З. М., воспитатель, член ППк
|