Уважаемые родители! В этой консультации, я надеюсь, Вы подчерпнёте для себя полезную информацию. Ещё с древних времён было замечено, что закаливание способствует укреплению здоровья. Основоположник античной медицины Гиппократ (460-377 гг. до н.э.) писал, о необходимости закаливания холодом. Авиценна в начале I века н.э. в трактате «Канон врачебной науки» изложил правила закаливающих процедур водой. В эпоху Возрождения закаливание считалось одной из важных задач в системе воспитания детей. В России о закаливании упоминалось ещё в «Поучении Владимира Мономаха.
Основными природными факторами закаливания являются воздух, солнце и вода. Чаще всего для закаливания применяют воздействие холодом как наиболее актуальное в нашем климате. Физиологические исследования показали, что даже кратковременное действие холода оставляет после себя длительный след – последействие. Повторные процедуры, наслаиваясь на последействие, повышают устойчивость организма к колебаниям температуры. К сожалению, прекращение занятий на 2-3 недели, а у детей раннего возраста – даже на 5-7 дней, почти на нет, сводит достигнутые результаты.
Исследования специалиста по закаливанию А. Колгушкина (1997) показали, что устойчивый эффект можно получить в результате систематических занятий в течение 2-3 лет.
Хочется напомнить Вам, рекомендуемые правила температурного режима. Для детей раннего возраста рекомендуется поддерживать температуру воздуха в пределах 20-22 градусов. Так называемая «комфортная» температура (24-25 градусов) не рекомендуется для повседневного пребывания детей, поскольку «изнеженный» ребёнок легче подвергается простуде.
Проветривание помещений летом необходимо проводить через открытые окна, в хорошую погоду – весь день. В другие сезоны помещение проветривают через фрамуги, форточки не менее 4-5 раз в день по 10-15 минут (при внешней температуре не ниже 20 градусов даже в присутствии детей). При открытых форточках дети могут находиться в помещении только в том случае, если внешняя температура не ниже 5 градусов. Во время отсутствия детей в помещении рекомендуется сквозное проветривание.
Также к традиционным методам закаливания относятся воздушные и водные процедуры с постоянным снижением температуры или увеличением времени воздействия холода.
Воздушные ванны – ценное закаливающее мероприятие. Его начинают проводить при температуре воздуха в помещении 19-22 градуса. Затем путём проветривания температуру постепенно понижают: для детей 1-2 лет – до 18-17 градусов, для детей 2-3 лет – до 16-15 градусов.
Первоначальная продолжительность воздушных ванн – 5 минут; каждые 2-3 дня время увеличивают на 1 минуту и доводят до 30 минут. Ребёнок в возрасте 1 года – 3 лет во время воздушной ванны при температуре 18 градусов должен быть одет в майку, трусики, носки и тапочки, а через 2 недели – только в трусики и тапочки. Детям с 1 года 6 месяцев воздушные ванны полезно сочетать с гимнастикой и массажем. Проводится воздушная ванна один раз в день. При появлении признаков переохлаждения («гусиная кожа» и др.) процедуру следует прекратить.
Можно принимать воздушные ванны на открытом воздухе при рассеянном солнечном свете в безветренную погоду, регулируя ее продолжительность в зависимости от окружающей температуры и самочувствия ребёнка. Воздушные ванны наиболее эффективны при движении детей – во время гимнастики и подвижных игр.
Хождение босиком – хороший способ закаливания. Кроме того, при хождении босиком происходит укрепление стопы и связок, что предупреждает плоскостопие. Температура пола при этом должна быть не ниже 18 градусов.
Вначале дети ходят в носках, а через 4-5 дней – босиком по 3-4 минуты. Время процедуры увеличивают каждый день на 1 минуту и постепенно доводят до 15-20 минут.
Водные процедуры имеют более интенсивный закаливающий эффект, чем воздушные ванны.
Вначале применяют общее обтирание тела варежкой из махровой ткани, смоченной водой, температура которой 35-36 градусов (в течение 7-10 дней её постепенно снижают до 28 градусов С). Далее (по силе воздействия) следуют общее обливание, душ и купание.
Общее обтирание проводят, как правило, рано утром. Продолжительность процедуры для детей до 3-х лет – 1-2 минуты.
Общее обливание – сильная закаливающая процедура. Его проводят после световоздушной (солнечной) ванны или после гимнастики. Продолжительность процедуры для детей до 3-х лет – 30-40 сек. Температура воды такая же, как при общем обтирании, с постепенным снижением, ориентируясь на ощущения ребёнка. Струю воды с высоты 40-50 см направляют на шею, минуя голову. Ребёнок, поворачиваясь, подставляет поочерёдно спину, грудь, бока. Для детей с повышенной нервной возбудимостью рекомендуется применять более тёплую воду.
В прохладные дни и для менее закалённых, ослабленных детей вместо общего обливания можно проводить обливание ног или топтание в тазу, что особенно нравится малышам. Воду при этом также с каждым днем делают все прохладнее – в тех же пределах, что и при общем обливании.
Душ – ещё более сильная процедура, потому что струи воды, ударяясь о тело, оказывают возбуждающее действие на нервные окончания. Эта процедура рекомендуется детям старше 1 года 6 месяцев.
Ребёнок принимает душ утром перед едой или перед дневным сном. Начальная температура воды для детей 1 года 6 месяцев – 2 лет – 34-35 градусов с постепенным понижением через 2-5 дней до 28-26 градусов.
Важно помнить, что проведение закаливания требует индивидуального подхода к ребёнку: учёта его самочувствия и настроения, подготовленности к процедуре, вынужденного перерыва в связи с болезнью и т.д. Кроме того, необходимо постоянно поддерживать положительный эмоциональный фон.
В настоящее время все чаще применяются так называемые нетрадиционные методы, история которых уходит в далёкие времена. Примером контрастного воздействия жары и холода является давняя народная забава на Руси – «купание» в снегу после жаркой бани – удовольствие, доступное только закалённым людям. В то же время контрастные виды закаливания в большей степени могут подготовить организм к резким изменениям температуры, являющимся частой причиной простуды.
Метод контрастного закаливания был разработан специалистами НЦЗД РАМН Ю.Ф. Змановским и М.Н. Кузнецовой.
Получение быстрого эффекта при контрастном закаливании объясняется тем, что при смене холода и тепла достигается более высокий перепад температур, чем при закаливании только холодом. В результате тренируются и совершенствуются механизмы физической терморегуляции, формирующейся в дошкольном периоде.
Независимо от того, каким методом и в каком возрасте проводится закаливание, следует неукоснительно соблюдать основные правила.
ПЕРВОЕ ПРАВИЛО – систематическое проведение закаливающих процедур в течение всего года. Перерывы в закаливании снижают приобретённую способность организма противостоять холоду и контрастным изменениям температуры. Если из-за погодных условий нельзя провести процедуру на воздухе, следует перенести её в помещение.
ВТОРОЕ ПРАВИЛО – постепенное увеличение интенсивности закаливания. Особенно это важно для детей раннего возраста. Из-за незрелости системы терморегуляции они очень уязвимы как к холоду, так и к чрезмерному теплу. Перегревание организма для них ещё более неблагоприятно, чем холод.
Переход от «слабых» по интенсивности закаливающих процедур к более «сильным», проводится постепенно. Так же постепенно увеличивается время процедуры.
ТРЕТЬЕ ПРАВИЛО – положительный эмоциональный настрой ребёнка, что является непременным условием проведения закаливающих процедур. Не будет никакой пользы, если плачущего ребёнка насильно ставить под душ. Пусть он в первый раз посмотрит, как проводится та или иная процедура. Следует сказать, что душ выключат сразу же, если ему будет холодно, или сделают воду теплее и т.п. Созданию хорошего настроения способствует музыкальное сопровождение.
ЧЕТВЕРТОЕ ПРАВИЛО – учёт индивидуальных особенностей, состояния здоровья и возраст ребёнка. При закаливании ослабленных детей следует несколько изменить методику проведения процедур: меньше обнажать тело при воздушной ванне, постепенно и более мягко снижать температуру воды при закаливании ног, уменьшать продолжительность процедуры. Если во время воздушной ванны или водной процедуры появляется «гусиная кожа», дрожь, то процедуру прекращают, согревают ребёнка и приостанавливают снижение температуры в дальнейшем.
Противопоказаниями к началу закаливания и его продолжению считают острые заболевания, остановку в весе, раздражительность, плохой сон, появление жалоб на усталость, негативное отношение к процедурам. Если такие симптомы появились в процессе закаливания, то процедуры на несколько дней прекращают, а затем возобновляют в щадящем режиме( температура на 2-3 градуса выше достигнутой ранее, а продолжительность короче на 25-50%). Если этого не сделать, может произойти срыв адаптации к закаливанию.
В консультации использованы статьи «Закаливание детей» И. Ширяевой,
доктора медицинских наук, профессора Научного центра здоровья детей РАМН